Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
16.01.2023

Первые результаты порученной президентом перезагрузки проекта "сквозные технологии" представлены. Общее впечатление о проделанной работе, однако, нельзя назвать позитивным. Смущает, что проект "сквозные технологии" все больше становится похож на бесконечный сериал.

О саге, в которую превратился проект под условным названием "сквозные технологии", следует вкратце напомнить еще раз. Термин "сквозные цифровые технологии" впервые был введен в изначальной версии программы "Цифровая экономика РФ", утвержденной распоряжением правительства 28 июля 2017 года.

Затем на протяжении пяти лет движение в этом направлении свелось к тому, что эти самые сквозные технологии появлялись, определялись, корректировались, переносились из одной программы в другую, переименовывались и снова выплывали из забытья.

https://www.comnews.ru/content/221330/2022-07-25/2022-w30/skvoznyak-tek…

При таком подходе за пять лет достигнуты столь "грандиозные" результаты, что летом 2022 года этот проект раскритиковал президент РФ Владимир Путин. "Пять из 13 направлений не реализуются, по остальным реализация не достигнута у не менее чем 20% целевых показателей, и, конечно, в 2022 году эти показатели не будут достигнуты", - заявил тогда Владимир Путин.

Глава государства призвал, по сути, перезапустить проект и раздал поручения по развитию сквозных технологий. В числе прочего он поручил закрепить за каждым направлением сквозных технологий ответственного вице-премьера.

И вот спустя еще полгода напряженной работы, под самый занавес ушедшего года, правительство РФ представило результаты работы над темой "сквозных технологий".

За два дня до наступления 2023 года вице-премьер Андрей Белоусов провел заседание президиума Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России. На совещании обсуждался вопрос реализации соглашений по развитию сквозных технологий и утверждения дорожных карт по их выполнению.

Правительство заявило, что перезапускает соглашения с крупными государственными корпорациями для формирования перспективных технологических направлений и развития сквозных технологий. Для этого актуализирован перечень высокотехнологичных направлений и пересмотрен типовой паспорт дорожной карты. Заявленные результаты этой "работы над ошибками" вызывают немало вопросов.

Говоря о новациях в дорожных картах, Андрей Белоусов пояснил, что если раньше дорожные карты и само развитие технологических направлений были сосредоточены в основном на исследованиях, то теперь во главу угла поставлены промышленные образцы и появление серийной продукции.

Получается, что ранее сквозные технологии, которые, по выражению Андрея Белоусова, "будут формировать облик производственно-технологических систем ведущих экономик мира в течение ближайших 10-15 лет", в России предполагалось развивать в исследовательском ключе? То есть понимания, что мы говорим об областях, которые рождают прикладные продукты и решения, раньше не было? В таком случае за полгода правительство сделало для "сквозных технологий" больше, чем с 2017 года, когда впервые о них заговорило.

Среди других нововведений объявлено, что доступ к соглашениям теперь открыт для всех компаний, у которых имеются соответствующие наработки. "Пропуском" в соглашение станет принятие на себя ответственности за разработку определенных технологий и вывод продукции на рынок. Это будет зафиксировано в дорожных картах.

Эта декларация изменений звучит своеобразно. Очевидно, что соглашения в рамках дорожных карт правительство заключило (и еще заключит) с плюс-минус теми же "компаниями-лидерами", значительная часть которых - госкорпорации или компании с госучастием.

https://www.comnews.ru/content/223736/2023-01-09/2023-w02/podpisano-sog…

Очевидно, что правительство не будет заключать договоры с каждым стартапом, который готов развивать ту или иную сквозную технологию. Таким образом, именно "компании-лидеры" и будут раздавать через субподряд "пропуска" на участие в развитии сквозных технологий. Так что формулировка "доступ открыт для всех" скорее похожа на фигуру речи, чем на реальное положение вещей. К тому же в России очень ограниченное количество компаний смогут принять на себя ответственность за разработку определенных технологий и вывод продукции на рынок.

Отдельно отметим, как реализована практическая часть, связанная с утверждением дорожных карт и подписанием соглашений. В преддверии нового года подписано пять дорожных карт высокотехнологичных направлений. При этом было заявлено, что подписание шестой - о развитии искусственного интеллекта - состоится в ближайшее время, после новогодних праздников. Только к середине января информация о шестой дорожной карте появилась в инфополе.

https://www.comnews.ru/content/223899/2023-01-16/2023-w03/sber-i-pravit…

Кроме того, в сообщении правительства говорилось, что обновленный перечень высокотехнологичных направлений включает искусственный интеллект, современные и перспективные сети мобильной связи, квантовые вычисления, квантовые коммуникации, новое индустриальное программное обеспечение, новое общесистемное программное обеспечение, системы накопления энергии, водородную энергетику, а также перспективные космические системы и сервисы и технологии новых материалов и веществ. Перечислено всего 10 высокотехнологичных направлений, в то время как еще летом прошлого года Владимир Путин говорил о 13 направлениях.

Если говорить в целом, то как результат работы мы снова видим изменения в количестве пресловутых сквозных технологий, разнобой в сроках утверждения дорожных карт по ним и неясные сроки подписания соглашений между правительством и всеми "компаниями-лидерами", которые с новыми силами возьмутся за сквозные технологии (над которыми они "бились" все предыдущие годы, заслужив соответствующую оценку президента).

Вишенкой на торте можно признать обновленное понимание развития сквозных технологий, которое теперь предполагает создание двухуровневой системы независимой экспертизы. Верхний уровень - экспертный совет с тремя сопредседателями: представителями Российской академии наук, Национальной технологической инициативы и правительства России в лице Минобрнауки. Второй уровень - экспертные комитеты, которые созданы по каждому из технологических направлений. "Это инструменты вице-премьеров, которые будут курировать исполнение дорожных карт", - сообщил Андрей Белоусов.

Усложнение системы экспертизы и контроля всегда негативно влияет на скорость принятия решений и чаще всего приводит к управленческой неразберихе.

Финансовая сторона вопроса тоже заслуживает внимания. Как сообщало издание "Коммерсант" в декабре 2022 года, на реализацию всех высокотехнологичных направлений на 2023-2025 годы предполагается потратить около 480 млрд рублей, из которых 55 млрд рублей - бюджетные средства и 424 млрд - внебюджетные. Таким образом, бюджетное финансирование составит всего 12% от общих расходов на развитие сквозных технологий.

Между тем к началу 2020 года, когда сквозные технологии переживали очередной этап перерождения и переименовывались в "высокотехнологичные направления", пресс-служба Минцифры сообщала, что компании-лидеры, заключившие на тот момент первые соглашения с правительством, взяли на себя софинансирование дорожных карт. Уровень финансирования со стороны компаний составлял 40-50%, а покрытие оставшихся 50-60% брал на себя федеральный бюджет.

https://www.comnews.ru/content/213111/2021-02-15/2021-w07/skvoznye-tekh…

Подробности условий финансирования в рамках новых соглашений в версии от декабря 2022 года неизвестны, но учитывая, что в целом из бюджета планируется оплатить только 12% общих расходов на сквозные технологии, можно предположить, что доля софинансирования со стороны "компаний-лидеров" по новым условиям значимо увеличится.

Итак, первые результаты порученной президентом перезагрузки проекта "сквозные технологии" представлены. Общее впечатление о проделанной работе, однако, нельзя назвать позитивным. Вопросы вызывает и странность, и откровенно декларативный характер некоторых новаций. Больше всего смущает, что проект "сквозные технологии" все больше становится похож на бесконечный сериал, состоящий из перезапусков, изменений, переименований и новых версий.

Вся эта работа над ошибками перевалила в 2023 год, и предпосылок, что новый год радикально повлияет на развитие проекта, нет. Возможно, в этой бесконечной перезагрузке есть своя логика для тех, кто вовлечен в процесс. Ведь пока идет работа по доработке и переработке - все при деле, стабильность трудового процесса обеспечена, а уверенность в завтрашнем дне с точки зрения зарплатных ожиданий сохраняется.