Яков
Шпунт

корреспондент ComNews
© ComNews
30.01.2023

В России за 2022 год существенно вырос интерес к отечественным цифровым сервисам, особенно к социальным сетям и видеохостингам. За прошедший год все они нарастили и количество посетителей, и трафик. У РФ есть все шансы, чтобы в короткие сроки успешно заместить востребованные у пользователей зарубежные сервисы. Однако, помимо предпосылок роста, есть и потенциальные факторы торможения в развитии отечественных цифровых платформ.

По данным оператора Yota, среднемесячный объем трафика российских соцсетей и мессенджеров за 11 месяцев 2022 года удвоился, а количество их пользователей выросло на 20%. Особо в Yota отмечают увеличение аудитории новых проектов: "В ноябре этого года количество пользователей TenChat увеличилось в 95 раз, объемы трафика выросли в 623 раза. У соцсети ЯRUS аудитория увеличилась в 2,7 раза, а объем трафика - в 5,4 раза. Пользователей Yappy (аналога TikTok) стало больше на 152%, что привело к увеличению трафика в 14 раз". Очевидно, что столь значительному росту способствовал эффект низкой базы, но на стабилизацию количества пользователей уйдет еще некоторое время, поэтому основы для продолжения положительной динамики у российских соцсетей и мессенджеров сохраняются и в 2023 году.

Не менее интересной тенденцией является рост аудитории российских видеосервисов. Это касается как онлайн-кинотеатров, так и видеохостингов, где пользователи могут размещать созданный ими контент.

С онлайн-кинотеатрами все особенно неоднозначно. На открытии Недели российского интернета в середине декабря 2022 года озвучены данные о росте (примерно на 10%) выручки легальных отечественных онлайн-кинотеатров. Этого удалось добиться благодаря качественному оригинальному контенту, помощи со стороны государства, распространению пакетных подписок от цифровых экосистем, а также технологическому превосходству над пиратскими ресурсами, у которых отсутствуют рекомендательные сервисы и средства родительского контроля.

https://www.comnews.ru/content/223487/2022-12-13/2022-w50/ekonomika-runeta-rastet-pri-snizhenii-tempa

Однако репертуар российских онлайн-кинотеатров сократился. Ассортимент продукции крупнейших американских студий снизился в среднем на 60%, и контент из России и других стран (Турции, Кореи, Китая, Индии) не смог в полной мере восполнить эти потери. Поэтому одна из версий - люди продолжают смотреть российские онлайн-кинотеатры, не имея доступа к другим контент-ресурсам, по крайней мере легальным.

https://www.comnews.ru/content/223196/2022-11-23/2022-w47/chuzhom-repertuare-kontent-onlayn-kinoteatrov-sokratilsya-65

При этом в России в 2022 году зафиксирован рост потребления видеоконтента, созданного другими пользователями: почти на треть, по сравнению с 2021 годом. Наиболее популярным ресурсом, по оценке РАЭК, оставался YouTube, который опережал ближайший российский аналог в четыре раза.

Тем не менее российские видеохостинги становятся все популярнее. У "VK Видео" по итогам 2022 года пиковый рекорд просмотров за сутки составил 3 млрд. Ежедневно видео на этой платформе смотрели 55 млн пользователей. По данным AdIndex, с начала 2022 года аудитория RuTube увеличилась почти в два раза, а объемы трафика - на 526%.

И для такого роста есть все предпосылки. Некоторые зарубежные сервисы сами прекратили работу в России, как TikTok или Vimeo. Не стоит забывать и о блокировке ряда каналов администрацией того же YouTube: в основном речь о ресурсах российских официальных СМИ, но со стороны YouTube были прецеденты удаления каналов действительно топовых российских блогеров - например, Дмитрия "Гоблина" Пучкова.

Не менее серьезные сложности для пользователей работающих в России зарубежных видеохостингов создало отключение от крупнейших CDN - этот процесс начался еще в марте 2022 года. А в мае Google уведомила нескольких российских провайдеров о расторжении договоров на обслуживание кэширующих серверов (Google Global Cache). В итоге загрузка, а иногда и просмотр видео на том же YouTube стали затруднительны, что даже привело к появлению слухов о замедлении со стороны Роскомнадзора. И данная ситуация также привела к волне миграции пользователей на российские ресурсы.

https://www.comnews.ru/content/223055/2022-12-01/2022-w48/video-i-sankcii-kak-rossiyskiy-rynok-adaptiruetsya-k-ukhodu-inostrannykh-videoservisov

К переходу на отечественные видеоплатформы пользователей подталкивает и неопределенность со статусом зарубежных площадок в РФ. Рынок постоянно полнится слухами и заявлениями о возможной блокировке зарубежных ресурсов российскими регуляторами. Несмотря на широкое распространение VPN и прочих способов обхода таких ограничений, это неизбежно скажется на качестве работы с "тяжелым" контентом. Так что многие авторы каналов, не дожидаясь возможных блокировок с обеих сторон, мигрировали на российские платформы.

"За первый год существования "VK Видео" как отдельного сервиса мы добились действительно фантастических результатов по росту аудитории и активности пользователей. Мы продолжим развивать платформу, делать ее еще удобнее для зрителей и авторов. Хотим, чтобы пользователи проводили у нас как можно больше времени за просмотром самого релевантного и интересного контента. Увеличиваем отчисления авторам за монетизацию, работаем над системой выплат и стремимся привлекать на платформу еще больше контента, в том числе лицензионные фильмы, сериалы и шоу, а также контент от самых популярных блогеров. В ближайшее время команда "VK Видео" представит крупные обновления сервиса", - заявляет пресс-служба VK.

Согласно дорожной карте "Новое общесистемное программное обеспечение", одобренной правительством в декабре 2022-го, к 2030 году планируется увеличение аудитории российских онлайн-кинотеатров, социальных сетей и мессенджеров. По прогнозам, количество пользователей отечественных платформ через семь лет должно увеличиться до 120 млн. Аудитория RuTube вырастет до 48 млн пользователей, а сервис коротких видео Yappy планирует увеличить аудиторию почти в 4,5 раза - до 18,5 млн подписчиков. Аудитория онлайн-кинотеатра "Ростелекома" Wink может вырасти в девять раз, до 83 млн абонентов.

Директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко считает эти цели вполне достижимыми: "Дорожная карта предусматривает, что к 2030 году 71% российского рынка общесистемного и прикладного ПО будет отечественным, а аудитория российских соцсетей и мессенджеров достигнет 120 млн пользователей, то есть увеличится на 25%. Цель, безусловно, амбициозная, но вполне достижимая. События прошлого года научили и наших разработчиков, и пользователей, что надеяться на западные сервисы не приходится: их политика зачастую противоречит здравому смыслу и основам ведения бизнеса. В любой момент российский пользователь может получить неприятный сюрприз в виде сообщения "сервис больше не доступен в вашей стране", без извинений и объяснения причин. На этом фоне устойчивым трендом стало развитие отечественных аналогов. Очевидно, что российские компании настроены решительно и имеют все шансы достичь поставленных целей".

Вместе с тем для роста аудитории и трафика отечественных контент-платформ есть и барьеры. Это прежде всего сложности с закупками нового оборудования. Оцифрованное видео, даже в сжатом виде, занимает большие объемы дискового пространства, которое имеет тенденцию заканчиваться быстрее, чем на то рассчитывали. Но до разрешения кризиса с поставками в РФ компьютерного оборудования и комплектующих для его сборки, к сожалению, пока еще далеко. В итоге цены и сроки доставки не радуют компании, владеющие видеохостингами. А налаживание производства серверов и СХД в России - дело небыстрое.

Ненулевой является также вероятность успешных кибератак на российские цифровые платформы. В мае 2022 года прецедент произошел с RuTube, часть инфраструктуры которого злоумышленники смогли заразить шифровальщиком. И хотя тогда ущерб оказался меньше, чем мог бы быть, никто не может дать гарантию, что в следующий раз хакеры не учтут свои ошибки и не нанесут максимальный ущерб.

https://www.comnews.ru/content/220170/2022-05-12/2022-w19/ugrozy-sdvinulis-vsled-za-povestkoy

Тем не менее в условиях деглобализации все отчетливее видны перспективы разделения единого интернет-пространства на отдельные сегменты, если не полностью отгороженные друг от друга непроницаемыми файрволами, то связанные довольно ограниченно. Поэтому любой (во всяком случае крупной) стране лучше обзавестись полным набором онлайн-сервисов, в том числе видеохостингами. При этом очень важно, чтобы они работали устойчиво.