Яков
Шпунт

корреспондент ComNews
© ComNews
27.02.2023

Сквозной темой последних лет в России является импортозамещение в ИТ. Одной из главных проблем в ходе этого процесса является отсутствие у потенциальных потребителей информации о возможных альтернативах зарубежному ПО. И проблема эта усугубилась за 2022 год, несмотря на то что многие крупные вендоры ушли с российского рынка.

В российских компаниях маркетингу уделяется недостаточное внимание, причем чем меньше компания, тем хуже обстоят дела. Глава компании InfoWatch Наталья Касперская на одной из конференций даже сказала, что по качеству презентаций и маркетинговых материалов можно с высокой точностью вычислить происхождение компании: российская она или зарубежная. Впрочем, сейчас это правило работает хуже, поскольку многие российские компании привлекают маркетологов, которые раньше работали в представительствах международных корпораций.

Кто-то сетует на отсутствие независимых рейтингов российских ИТ-продуктов. Впрочем, по их формированию пока больше вопросов, чем ответов.

https://www.comnews.ru/content/220688/2022-06-14/2022-w24/importozamescheniyu-it-nuzhen-kompas

Также российские компании меньше внимания уделяют организации обучения своим продуктам и сертификации специалистов. При этом программы сертификации Cisco или Microsoft очень серьезно повлияли на ИТ-рынок. По крайней мере, обладание сертификатом Cisco всегда было конкурентным преимуществом для претендента на должность специалиста по обслуживанию любого сетевого оборудования. Да и программы по обучению сетевым технологиям во многих вузах и ссузах России разработаны по образу и подобию курсов в Сетевой академии Cisco. Российские компании только начинают создавать учебные центры и разрабатывать системы сертификации. Впрочем, их к этому активно подталкивают потенциальные пользователи, которые заинтересованы в этом не меньше, так что данный процесс уже очень скоро приведет к каким-то результатам. По крайней мере разработчики отечественных операционных систем довольно серьезно продвинулись в данном направлении.

Но все равно, в ходе любых ИТ-проектов в РФ их организаторы плохо учитывают моменты, связанные с психологией и социологией. Результат закономерный: доля успешных ИТ-проектов в России составляет лишь 25% - именно столько из них полностью укладываются в сроки и бюджет. Главные причины - незрелость бизнес-процессов и сопротивление персонала изменениям. К примеру, директор департамента образования ГК "Астра" Федор Кирдяшов на форуме "Российские программные решения для образования" обратил внимание, что до февраля 2022 года очень многие образовательные учреждения отмахивались от российских разработчиков ПО, мотивируя это тем, что отечественные продукты не являются лидерами в своих сегментах рынка.

https://www.comnews.ru/content/220648/2022-06-09/2022-w23/obrazovanie-ischet-vykhod-softvernogo-shoka

Но там, где есть инфлюенсеры и амбассадоры, ситуация меняется и часто - кардинально. Но созданием сообществ таких людей российские компании не озаботились, тогда как международные игроки уделяют этому процессу большое внимание. В такой роли выступают даже основатели и главы крупнейших корпораций, в частности, покойный Стив Джобс, сделавший для продвижения продукции Apple очень много. Ту же практику использовали при продвижении многих продуктов с открытым кодом, прежде всего операционной системы (ОС) Linux. Ядром такого сообщества стали группы пользователей Linux, или LUG, которые есть практически в каждом более или менее большом городе. Затраты на создание таких сообществ обычно не слишком велики.

При этом влияние таких сообществ может охватывать и смежные сегменты. К примеру, в свое время популярности Windows 95 активно способствовала российская компания 1С, которая выпустила версию учетной системы еще до релиза Windows 95. И каждый бухгалтер был уверен в успехе новейшей на тот момент ОС от Microsoft, потому что на ней будет работать "1С. Бухгалтерия". Пример, возможно, не самый лучший в нынешних обстоятельствах, но показательный.

Да, ситуация за минувший год на российском рынке значительно изменилась. Мировые ИТ-гиганты покинули или остановили развитие, а государство указало бюджетным организациям, что дальнейшее развитие должно быть однозначно связано с российскими решениями.

Казалось бы, в ситуации, когда отечественные разработчики ИТ-продуктов в одночасье лишились сильных конкурентов на внутреннем рынке и получили весомую поддержку со стороны власти, вопрос недостаточной маркетинговой активности решился сам собой. Но улучшилась ситуация для российских ИТ-вендоров только на первый взгляд. На самом деле проблема маркетинга стала (и будет в дальнейшем) только острее.

Если даже предположить, что про маркетинг на внутреннем рынке отечественным вендорам теперь можно забыть (хотя такой подход - верный путь к потере доли на рынке), заниматься маркетингом российским разработчикам все равно придется. Рано или поздно они захотят расширять рынки сбыта, ведь внутренний рынок России очень мал, особенно если речь идет о специализированном ПО вроде производственного или инженерного. А на внешних рынках придется конкурировать как с местными игроками, так и с теми же международными вендорами. И тут российским ИТ-разработчикам придется думать о маркетинге, рекламе и прочих способах продвижения с удвоенной силой. К слову, создание и продвижение сообществ тех же амбассадоров и инфлюенсеров может оказаться выигрышным ходом, к тому же не слишком затратным и при этом охватывающим значительную часть целевой аудитории.

Кроме того, не исключено, что зарубежные вендоры вернутся в Россию, к чему тоже надо быть готовым. Инструментов для активного завоевания рынков у зарубежных игроков немало.

Так или иначе, без маркетинга во всех его проявлениях российскому ИТ-рынку развиваться не получится. Нацеленность на активное продвижение к тому же поможет преодолеть сложившуюся за долгие годы модель мышления отечественного бизнеса, который зациклен на внутреннем рынке, зачастую не видит себя на международной арене и не ставит амбициозных задач. В России - около 5000 ИТ-компаний (а если верить реестру Минцифры, то свыше 28 тысяч фирм), но за пределами страны известны лишь единицы. Может быть, новая ситуация подтолкнет российских технологических вендоров к развитию в мировом масштабе.