Павел Нефедов
Источник: Ведомости, 15 мая 2001 г.
15.05.2001

По мере того как Минсвязи все чаще напоминает о необходимости телефонизировать удаленные районы России, до которых невозможно дотянуть традиционные телефонные провода, активизируются поставщики альтернативных технологий. В первую очередь в России может прижиться спутниковая связь класса VSAT.

Технология VSAT (Very Small Aperture Terminal) является наиболее перспективной для класса наземных терминалов (тарелок) спутниковой связи. По опубликованным в прошлом году данным английской исследовательской компании Comsys, 51% мирового рынка VSAT принадлежит израильской компании Gilat Satellite Networks. У Hughes Network Systems - 48% , а у всех остальных поставщиков - 1%. В России (но не в мире) очень хорошие позиции имеет компания NEC, которая давно и активно работает с VSAT.

В настоящее время на территории РФ имеется более 4000 операторов, имеющих лицензии на предоставление услуг спутниковой связи. Однако фактически работает лишь несколько десятков операторов с общим числом абонентских тарелок около 1500.

В 90-х гг. спрос на VSAT определялся в основном корпоративными заказчиками. Тогда телефонной связью по этой технологии начали пользоваться такие крупные российские структуры, как, например, Центральный Банк. Сейчас, по свидетельству участников рынка, этот сегмент перестал расти.

Зато появился интерес к VSAT со стороны региональных "Электросвязей" и местных администраций, которые хотят решить проблему телефонной связи как для проживающего на их территориях населения, так и для собственных административных нужд.

Технологию VSAT называют практически единственным вариантом телефонизации удаленных районов, особенно северных. "Станции VSAT могут быть установлены в любых населенных пунктах, для любых клиентов, в том числе для корпоративных, - поясняет Леонид Волков, начальник отдела развития региональных сетей ГП "Космическая Связь" (это предприятие само является оператором спутниковой телефонии). - Наземные линии строить очень тяжело, особенно в северных районах, а космос это позволяет сделать оперативно и с меньшими затратами".

В свете этого емкость российского рынка выглядит неограниченной - по данным Минсвязи, в России остается 54 000 населенных пунктов, где телефонной связи нет вообще. Однако быстрому распространению спутниковой связи мешает раздробленность местных операторов. "У них нет ни достаточного количества клиентов, чтобы оправдать инвестиции, ни достаточного географического покрытия, чтобы выполнять такого характера проекты", - говорит Арье Розичнер, директор по продажам в странах СНГ компании Gilat, являющейся одним из мировых лидеров по производству оборудования для VSAT. По его мнению, большую пользу принесет начавшееся укрупнение компаний "Связьинвеста": "Преимущество телефонизации удаленных районов с помощью VSAT всегда более выгодно оператору в крупномасштабных проектах".

Мелким операторам невыгодно строить спутниковые сети, потому что минимальный проект обходится приблизительно в $1 млн (разумеется, стоимость контракта очень сильно варьируется в зависимости от конкретных условий и комплектации). Из этой суммы по меньшей мере половину составляет стоимость так называемой центральной станции, которая управляет всей сетью, поддерживает биллинг и т. п. Кроме того, оператору нужно арендовать емкости на спутнике, в "поле зрения" которого находится его территория. Спутник занимается всего лишь тем, что принимает сигналы с тарелок абонентов, усиливает их и отражает обратно на землю.

Имея этот необходимый минимум, можно легко наращивать сотни и тысячи абонентов на большой территории. Абоненты - это спутниковые тарелки, к каждой из которых можно подключить как личные телефоны одиночных пользователей, так и таксофоны. Как рассказал Розичнер, в Индонезии на базе одной тарелки операторы создают целые переговорные пункты, которыми пользуются сотни деревенских жителей.

Стоимость такого абонентского комплекта составляет ориентировочно $3000. В сумме с затратами на центральную станцию это все инвестиции на построение инфраструктуры сети. Прокладывать наземную кабельную сеть во многих случая дороже и менее надежно.

Росту рынка способствует начавшаяся либерализация процесса пуска VSAT-станций в эксплуатацию. "Если раньше запрещалось использование VSAT до получения разрешительных документов ГКРЧ [госкомиссии по радиочастотам], то сегодня мы переходим к заявительной стадии. Можно запустить сеть VSAT в эксплуатацию, и затем дается шесть месяцев на оформление документов", - рассказывает Константин Ланин, региональный менеджер по продажам Hughes Network Systems.

Снизилась и общая стоимость оформления разрешительных документов. Если два года назад суммы достигали $20 000 за комплект документов, то на сегодня эти траты находятся в пределах $5000. Впрочем, по данным Национальной ассамблеи спутниковой связи, за рубежом это обходится в $500.

Несмотря на ожидаемое в ближайшие 2 - 3 года оживление на рынке VSAT, производители оборудования придерживаются разного мнения относительно российских перспектив. Около 10 месяцев назад российский офис Hughes Network Systems был закрыт, и все продажи и маркетинг теперь осуществляются из Германии. "Объем бизнеса недостаточен для того, чтобы держать полноценный офис. Объем наших продаж в Казахстане в 2 - 3 раза превышает продажи в России. Почему мы должны держать офис в Москве, а не в Алма-Ате? " - объясняет Ланин. Чуть позже закрылся офис другого американского производителя - Scientific Atlanta.

Зато Gilat, наоборот, летом 2001 г. собирается открывать свое представительство в Москве. В свою очередь, один из сотрудников NEC подчеркнул, что его компания занимает очень хорошие позиции в корпоративном секторе и оставлять их не собирается. "Hughes решил, что для него рынка тут нет. Но давать Gilat зеленую улицу мы не будем", - заметил он.