Количество атак на клиентов банка с использованием мессенджеров с конца прошлого года выросло на 12%, по данным банка ВТБ. Вероятно, это связано с тем, что мессенджеры становятся одним из главных каналов связи между людьми.
Анна
Швецова
© ComNews
09.06.2023

Для совершения преступлений мошенники создают фейковые аккаунты знакомых жертв - информацию и фотографии берут из открытых источников. После этого они пишут клиентам банков и просят перевести деньги. Раньше такой вид мошенничества был распространен в социальных сетях.

"Клиенты сообщают о случаях, когда от их имени и с их фотографией в мессенджерах пишут близким друзьям или коллегам и просят о помощи под различными предлогами - "взаймы" или в "экстренных ситуациях". Похожие атаки используются много лет - тогда мошенники взламывали аккаунты пользователей в соцсетях, рассказывали о кризисных ситуациях и срочно просили денег. Сегодня мошенники перешли в новый канал - мессенджеры. По данным ВТБ, с конца прошлого года активность там выросла на 12%", - отметил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.

Петр Куценко, руководитель продукта R-Vision Endpoint компании - разработчика систем кибербезопасности R-Vision, подтвердил, что статистика выглядит реально - злоумышленники, действительно, стали чаще использовать мессенджеры. Причем часто преступники регистрируются в тех приложениях, в которых у знакомых жертв нет аккаунтов - так больше шанс, что человек попадется на обман.

"Помимо уже описанной схемы с созданием фейковых аккаунтов, часто применяется фишинг и выставление поддельных счетов или чеков о выигрыше или уплате штрафов", - добавил Куценко. Он посоветовал в таких случаях обращаться в правоохранительные органы, тем более с 30 июня 2023 г. система оспаривания транзакций в системе быстрых платежей станет обязательной, как сообщила Национальная система платежных карт. "Теперь при возникновении спорных ситуаций по транзакциям банкам будет необходимо рассматривать заявление на отмену", - объяснил Петр Куценко.

Леонид Ломакин, руководитель направления информационной безопасности интегратора в области кибербезопасности iTPROTECT, тоже считает статистику правдивой. Он отметил, что сейчас в мессенджер переходит все больше людей - среди них много тех, кто не осведомлен о современных способах мошенничества.

Также Ломакин рассказал, что привлечь мошенников к ответственности сложно, так как часто их даже невозможно отследить. "Подобные действия осуществляются с помощью подменных или одноразовых SIM-карт, поэтому найти их без доступа к средствам отслеживания геолокации и IP-адресов, которые есть только у спецслужб, почти невозможно. Лучшей защитой в таких случаях будет собственная бдительность и критическое мышление пользователей", - добавил Леонид Ломакин.

Выбор мошенников, вероятно, связан с растущей популярностью мессенджеров. Ранее ComNews писал об исследовании "VK Мес­сен­джера" и "Ро­мира". Согласно ему, в будущем мессенджеры станут главным средством онлайн-общения между людьми, а более 80% респондентов заявили, что будут регулярно использовать этот способ связи.

https://www.comnews.ru/content/226530/2023-06-02/2023-w22/rossiyane-vybirayut-messendzhery

Новости из связанных рубрик