Максим
Белоус
04.04.2024

Сегмент "умного" дома несколько лет назад, в докоронакризисную эпоху, представлялся одним из драйверов мирового ИТ-рынка в целом. И действительно, он продолжал уверенный рост даже в пандемию (особенно в пандемию!), — и признаков торможения аналитики пока здесь не наблюдают.

Тем не менее, и рядовые пользователи, и ИТ-эксперты всё чаще задаются вопросом, действительно ли "умный дом" настолько необходим и полезен, чтобы тратить на него немалые средства в нынешних непростых экономических реалиях? И ответ, к которому они всё чаще приходят, звучит не слишком обнадёживающе для сделавших серьёзную ставку на это направление вендоров и участников канала.

Противоречивые тенденции

Согласно оценке Statista Market Insights, в 2024 г. мировой рынок "умного дома" вырастет до отметки 154,4 млрд долл. США, а на интервале 2024-2028 гг. продолжит рост с CAGR более 10%. Если по итогам текущего года в среднем почти 19% домохозяйств по всему миру обзавелись хотя бы одним "умным" устройством (будь то светильник с контролем через мобильное приложение, совмещённая с дверным звонком IP-камера, телевизор с выходом в Интернет и голосовым управлением либо какой-то иной гаджет), то через четыре года эта доля должна уже будет превысить 33%. Словом, перспективы самые светлые, — казалось бы, что тут может пойти не так?

А вот что: если в 2023 г. средняя по мировому рынку выручка от установки устройств "умного дома" в пересчёте на одно домохозяйство составляла чуть более 365 долл., то в обозримой перспективе эта величина будет лишь снижаться, уверяют аналитики (см. вторую иллюстрацию). Собственно, нисходящий тренд для средней выручки за инсталляцию неуклонно держится с 2021 г., да и то тогдашний взлёт явно оказался случайным выбросом на фоне ковидного расцвета дистанционной занятости.

Пик же этого показателя был достигнут в 2018-2019 гг. — и с тех пор средний развёртываемый в доме комплект "умных" устройств только дешевеет. Иными словами, рост общей выручки в данном сегменте глобального ИТ-рынка обусловлен увеличением охвата потенциальной аудитории, появлением всё новых "первопроходцев", — но никак не стремлением уже испробовавших "умный" дом пользователей расширить и углубить свой опыт взаимодействия с ним. Выходит, в значительной мере все эти подключённые гаджеты, интегрируемые со смартфонами и облачными сервисами, разочаровывают потребителей уже после первого знакомства?

Нет контакта

В кругах ИТ-экспертов, на постоянной основе имеющих дело с "умными" бытовыми устройствами, действительно крепнет понимание того факта, что эти гаджеты не оправдывают возлагавшихся на них энтузиастами (да и маркетологами тоже, скажем прямо) надежд. Главная причина даже не в том, что называть такие приборы подлинно "умными" в эпоху ChatGPT и Dall-E было бы по меньшей мере странно. Основная претензия, которую эксперты выдвигают к агрессивно продвигаемым на рынке системам "умного" дома, — это выходящий за рамки разумного волюнтаризм их вендоров, в любой момент готовых либо изменить функциональность уже проданных гаджетов по своему усмотрению, либо вовсе превратить их в бесполезные куски пластика, если обеспечивающий ключевую функциональность облачный сервис по тем или иным причинам прекращает работу.

Один из недавних примеров, наиболее возмутивших как раз глубоко погружённых в тему "умного" дома энтузиастов, — прекращение Amazon поддержки локальных ADB-соединений для своих телеприставок Fire TV. Строго говоря, американский гигант Интернет-торговли действовал в данном случае сообразно своим коммерческим интересам: подключаясь к приставке по протоколу Android Debug Bridge (собственно, ADB), энтузиасты получали доступ к операционной системе устройства и корректировали его работу по собственному разумению — в первую очередь избавляясь от фирменного полноэкранного интерфейса Amazon, перегруженного назойливыми рекламными баннерами.

И хотя действия вендора вполне резонны (в конце концов, доступная розничная цена приставки обусловлена в том числе возможностью получать в дальнейшем доход от показа рекламы на ней), из-за полной блокировки локальных ADB-соединений на Fire TV больше не действуют, в частности, сторонние приложения для оптимизации, очищающие память гаджета от неиспользуемых фоновых процессов и незакрытых программ.

Утрата доверия

При этом если бы в арсенале самой Amazon имелось аналогичное сервисное ПО, вероятно, возмущение энтузиастов не было бы настолько сильным. Однако вендор лишь позаботился об отключении создающей угрозу для его прибылей функциональности, не потрудившись предложить ничего взамен более недоступным полезным приложениям, — и тем самым эффективно снизил ценность своего продукта в глазах прежних его горячих энтузиастов. А поскольку обоснованные, достоверные и детальные обзоры устройств "умного" дома пишутся прежде всего такими вот энтузиастами, работающими на различные профильные издания либо независимыми, у Fire TV в обозримой перспективе явно окажется меньше покупателей, чем могло бы быть, — даже из числа тех, кто в жизни не подумал бы налаживать со своей телеприставкой локальное ADB-соединение.

И если бы так вела себя одна лишь Amazon! Приставка Nvidia Shield, в первое время после старта продаж радовавшая лаконичным интерфейсом и богатством выбора приложений, после очередного обновления тоже принялась демонстрировать рекламу, а "умные" колонки Google Nest вызывают у пользователей всё больше нареканий — в особенности те из них, что выпущены несколько лет назад и, хотя "железо" их до сих пор в отменном состоянии, уже не получают должной программной поддержки со стороны разработчика.

Вдобавок, в один не самый прекрасный для сегмента "умного" дома день Google вот просто взяла и отказалась поддерживать своего голосового помощника (Assistant) на сторонних устройствах, вроде собравшего немало позитивных отзывов Lenovo Smart Display, а чуть позже свернула проект системы домашней безопасности Nest Secure, — не прошло и трёх лет со времени его анонса. Подобные шаги уже нельзя рассматривать как результат холодного экономического расчёта с беспристрастным сведением баланса прибылей и убытков. Приобретая устройства "умного" дома, ориентированные на обеспечение безопасности, пользователи вкладывали в них сотни и тысячи долларов в расчёте на бесперебойную работу сервиса в течение многих лет — и теперь многие из них наверняка полностью отказались от идеи испробовать подобного рода продукт хотя бы ещё раз в жизни.

Проблема с устройствами "умного" дома, заключают эксперты, в том, что сегодняшняя мировая экономика, по крайней мере на потребительском уровне, — это экономика доверия: доступный для инвестиций ресурс слишком ограничен, а имеющихся на рынке предложений слишком много, чтобы рядовой покупатель склонен был прощать грубые промахи в области customer experience даже самым именитым брендам и целым направлениям ИТ-рынка.

"Умный" дом — штука хорошая, как говорится, nice to have, — но никак не жизненно необходимая. И пока вендоры этого сегмента не научатся поддерживать в потребителях доверие к собственной продукции на протяжении хотя бы десятка лет, надеться на интенсивный его рост было бы опрометчиво. Экстенсивный, за счёт всё новых желающих попробовать, — да, будет ещё какое-то время продолжаться. Но если люди, однажды установив у себя дома "умный" гаджет, в массе своей не станут стремится обогатить и насытить среду своего обитания всё новыми подобными устройствами, сколько-нибудь долгосрочных перспектив у данного направления ИТ-эволюции, увы, не просматривается.

Новости из связанных рубрик