Image by Freepik
Объем российского рынка корпоративных коммуникаций в 2023 г. составил 81 млрд руб. В ближайшие пять лет он может удвоиться и достичь 164 млрд руб., что соответствует среднегодовому темпу роста на уровне 15%. Доля отечественных систем к 2028 г. превысит 90% против 45% по итогам 2023 г.
Яков
Шпунт
© ComNews
09.04.2024

Такие выводы сделали аналитики J’son & Partners Consulting в ходе подготовки к исследованию российского рынка унифицированных коммуникаций (включает корпоративную телефонию, видео-конференц-связь (ВКС), корпоративные мессенджеры и почтовые решения). По мнению авторов исследования, главной тенденцией ближайших лет станет рост доли российских разработчиков, причем опережающими темпами - 33% среднегодового темпа роста против 15% в среднем по рынку. Основным фактором роста будет активное замещение решений иностранных вендоров, ушедших из России, а также повышение требований к информационной безопасности со стороны регуляторов.

Директор по продажам VideoMost Дмитрий Шульга считает данные темпы роста рынка для российских игроков чересчур оптимистичными. По его мнению, более реальным выглядит уровень 10-15%.

Продакт-менеджер цифрового рабочего пространства для совместной работы и корпоративного общения Squadus ООО "Новые облачные технологии" Сергей Герук согласился с оценкой объема рынка в 81 млрд руб. по итогам 2023 г., но темпы роста назвал мало реальными в течение всего периода до 2028 г.: "Рост будет первые два года - по сути, сейчас, в период импортозамещения. Ожидаем, что корпоративный сегмент подстегнет также недавнее заявление об окончательном уходе облачных сервисов Microsoft с российского рынка. Кто-то заключал долгосрочные контракты еще в 2022-2023 гг., кто-то мог продлевать подписку через "серые" каналы, но в любом случае все эти лицензии закончатся в 2025 г.".

В итоге уже в 2024 г. J’son & Partners Consulting прогнозирует, что доли российских и зарубежных ВКС сравняются, тогда как в 2023 г. отечественные решения занимали лишь 45% рынка. К 2028 г., по прогнозам J’son & Partners Consulting, доля российских ВКС превысит 90%.

Заместитель директора и соучредитель компании Vinteo Дмитрий Серый обратил внимание на существенную разницу в уровне импортозамещения в государственном и коммерческом секторе: "По нашим оценкам, уровень импортозамещения ВКС в госсекторе составляет около 60%, в сегменте коммерческих заказчиков - до 30-40%".

Лидерами российского рынка, по мнению авторов исследования, являются IVA Technologies, Vinteo и TrueConf. Особо аналитики выделяют IVA Technologies, развивающую экосистемы продуктов, в которые, кроме ВКС, входят IP-телефония, корпоративные мессенджеры и почтовые серверы.

Однако анонимный источник на рынке обратил внимание, что в рейтингах учитываются не только поставки ПО для ВКС, но и различное оборудование для залов и переговорных, интеграционные услуги, что не отражает реальной расстановки сил.

Дмитрий Шульга также считает, что корпоративные коммуникации - это не только ВКС и не только ПО: тут и телефония, и почтовые сервисы, и мессенджеры, и оборудование. "Если говорить о рынке именно ВКС ПО - то есть о вендорах, которые самостоятельно разрабатывают продукты для видео-конференц-связи, то тут пять основных игроков: VideoMost, Trueconf, IVA, Vinteo, "Контур" и еще 10-15 других разработчиков, в том числе ИТ-подразделения банков, которые часто берут СПО и лишь меняют интерфейс", - пояснил эксперт.

Как отметил генеральный директор ООО "АМ Медиа" Илья Шабанов, открывая онлайн-конференцию "Выбираем корпоративную платформу коммуникаций", отношение к российским системам ВКС радикально изменилось в 2022 г. после ухода зарубежных вендоров и отключения многих российских пользователей от популярных зарубежных сервисов, хотя до этого процесс импортозамещения всего коммуникационного ПО в коммерческом секторе практически не шел, ограничиваясь лишь госструктурами.

Руководитель проекта "Контур.Толк" Павел Скрипниченко связал то, что многие компании до сих пор пользуются зарубежными продуктами, как минимум с двумя причинами: "Во-первых, именно крупный бизнес приобретал лицензии, срок действия которых еще не закончился. Однако это не мешает компаниям параллельно тестировать российский софт, чтобы заменить решение на отечественное. Во-вторых, чем больше организация, тем сложнее устроена процедура подбора. Сервис должен пройти аудит службы внутренней безопасности и при этом получить положительную обратную связь от сотен и даже тысяч сотрудников, которым с этим продуктом предстоит работать. Отмечу, возникшая на рынке ситуация, связанная с тем, что Microsoft планирует ограничить доступ к некоторым облачным сервисам корпорации, может ускорить процесс перехода. Скачок интереса к российским сервисам видеосвязи мы наблюдали и на примере нашего сервиса "Контур.Толк".

Сергей Герук считает сильными сторонами зарубежных продуктов простоту интеграции с другими сервисами и низкие системные требования: "Помимо SaaS-решения MS Teams*, которым пользовалось большинство компаний, у многих был также закуплен Skype for Business* - on-premise решение. Он потребляет небольшое количество ресурсов и может быть развернут в периметре компании. Поэтому большинство компаний, особенно которые не торопились с миграцией, просто "сдули пыль" со Skype* и развернули его у себя. Да, это намного менее функциональный продукт, чем MS Teams*, но базово - на 90% - он закрывал все задачи ВКС. Кроме того, он интегрирован со всеми сервисами - например, с почтовыми клиентами".

Дмитрий Шульга связывает использование зарубежных продуктов с инерцией рынка: "Зарубежные ВКС используются, так как это привычно и проверено, всем российским разработкам так или иначе нужно еще время для достижения технологического паритета. Это не значит, что они не готовы к использованию уже сегодня. VideoMost закрывает 80% базового функционала Zoom* и Teams*, но заказчики часто предъявляют специфические требования, которым ни один из российских ВКС-продуктов не отвечает. При этом заказчики не хотят ждать и платить за доработки, а небольшие отечественные вендоры просто не в состоянии под каждого заказчика менять продукт за свой счет: на это не хватит никаких внутренних инвестиций".

Дмитрий Серый считает, что ниша у зарубежных решений постоянно сужается: "Зарубежными решениями пользуются в основном коммерческие заказчики, которые не связаны обязательными требованиями по переходу на отечественные продукты, у них давно построена инфраструктура на импортном оборудовании. Однако и этот сегмент "сдается" - с каждым новым ограничением со стороны иностранных компаний для российских пользователей, информационными атаками и инцидентами с утечками данных число запросов к российским ВКС-разработчикам растет. В свою очередь, отечественные вендоры активно работают над улучшением продуктов, делая их зачастую функциональнее зарубежных".

Директор бизнес-юнита "Встречи" ООО "Вебинар Технологии" (МТС Линк) Олег Пашукевич, сославшись на совместное исследование с TAdviser, оценил долю российских компаний, которые пользуются исключительно зарубежными продуктами, в 1%, только российские применяют 39%, а оставшиеся 60% сочетают и те и другие. При этом он также назвал распространенной практику использования мессенджеров, обычно WhatsApp или Telegram, для корпоративных коммуникаций: в этом признались 70% опрошенных. Олег Пашукевич назвал такую практику очень рискованной, но без применения мессенджеров бизнес-процессы могут просто остановиться.

https://www.comnews.ru/content/230281/2023-11-20/2023-w47/1010/2024-god…

Директор по развитию ООО "Рупост" Сергей Макарьин на конференции "Выбираем корпоративную платформу коммуникаций" назвал процесс миграции на отечественные ВКС массовым (по его оценкам, в него вовлечено до 75% российских компаний), но полный цикл такого проекта, в зависимости от масштабов компании, длится от года до двух. Также он допустил, что очень многие внедрения российских продуктов происходят формально и ими фактически почти не пользуются. Кроме того, Сергей Макарьин, сославшись на личный опыт, назвал чрезвычайно распространенной практикой использование для корпоративных коммуникаций различных решений, которые сотрудники устанавливают самостоятельно, не ставя в известность корпоративные ИТ, что приводит к утечкам данных и прочим инцидентам.

Директор по продукту DION ООО "Дион" Дмитрий Денисов также обратил внимание, что внедрение ВКС сопряжено с большой нагрузкой на ИТ, поскольку переход на новый продукт приходится сочетать с поддержанием работоспособности унаследованного, что также непросто в условиях новой реальности.

Менеджер по развитию бизнеса ГК Softline Анна Агапова назвала одним из главных мотивов для продолжения закупок зарубежного ВКС-сервиса поддержание инфраструктуры, построенной на основе зарубежных систем: "Переход на отечественное ПО осуществляется по мере роста зрелости сопоставимости по техническим и функциональным характеристикам с иностранными аналогами. Но уже задана тенденция, когда бизнес находит достойную альтернативу зарубежным продуктам. Все дело в том, что российские разработчики прислушиваются к пожеланиям конечных пользователей и в кратчайшие сроки их реализуют".

Управляющий партнер платформы корпоративных коммуникаций и мобильности ООО "Анлимитед Продакшен" (eXpress) Игорь Малышев оценил качество российских решений как высокое: по удобству использования и функциональным возможностям они не только не уступают зарубежным, но и в чем-то их превосходят. Однако он обратил внимание, что на рынок вышло очень много отечественных вендоров, но рынок РФ очень узкий, и место на нем есть лишь приблизительно для пяти игроков, так что неизбежна его консолидация, которая вполне может стать "кровавой" и болезненной, в том числе для пользователей.

Дмитрий Серый считает российский рынок перенасыщенным: "Игроков более 10, и на рынок продолжают выходить как стартапы, так и крупные корпорации со своими разработками в области видеокоммуникаций. Проблема в том, что под термином "видео-конференц-связь" на рынке сейчас собраны все решения, без учета их технологических классов. Это приводит к путанице заказчиков и внедрению нерелевантных продуктов. Странно объединять и оценивать по единым параметрам профессиональный продукт классической ВКС на базе протоколов SIP и H.323, разработка которого велась годами, и видеокоммуникатор, собранный из Open Source за шесть месяцев. Эти продукты решают абсолютно разные задачи и подойдут разным типам заказчиков. И если вдруг заказчик будет подбирать решение без пилотного тестирования у себя в инфраструктуре, только "по заявленным характеристикам производителя", а разработчик упрощенного недорогого продукта включит в описание возможности профессионального решения, то процесс эксплуатации покажет неспособность выбранного продукта закрывать сложные инфраструктурные задачи, под которые он подбирался".

Павел Скрипниченко, однако, намного более оптимистичен: "Предположу, что местные разработчики сосредоточены прежде всего на внутреннем рынке. При этом российские решения развиваются активно. Считаю, что зайти на отечественный рынок онлайн-коммуникаций новому зарубежному игроку будет непросто".

Сергей Герук не видит давления со стороны новых игроков из Китая и Индии, причем ни в одном из сегментов: "Индия хороша как подрядчик, недорогая рабочая сила, но чего-то принципиально нового они не разрабатывают. Китай - да, но есть много но. Во-первых, Китай разрабатывает решения для внутреннего рынка. Крупных китайских решений, которые приобрели бы статус глобальных, на рынке не так много. Во-вторых, опять же к Китаю будет тот же самый вопрос, как и ко всем иностранным вендорам, - контроль за корпоративной информацией. Важно понимать, что китайские компании не предложат решения on-premise, потому что в этом случае им нужно будет открывать в России большое представительство. И они предложат SaaS - и информация будет храниться где-нибудь в Поднебесной".

По состоянию на середину марта 2024 г. технический директор системного интегратора CTI Альберт Исламов оценил количество российских ВКС-решений в 40, большая их часть базируется на проектах с открытым кодом. Однако российский рынок, по его мнению, освоен не более чем на 40%.

https://www.comnews.ru/content/232084/2024-03-15/2024-w11/1008/dlya-vks…

Анна Агапова напомнила, что российские ВКС востребованы и на внешних рынках: "Российские разработчики совершают географическую экспансию на рынки стран Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и занимают определенную нишу по экспорту российских решений за рубеж".

* Discord, Skype, Teams и Zoom - запрещенные Роскомнадзором программы для банков, некредитных финансовых организаций и госкомпаний.

Новости из связанных рубрик