Место есть и для спутников, и для беспилотников
Шпунт корреспондент ComNews.ru
Весной 2024 г. сервисы, использующие технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) вступили в конкуренцию с традиционно используемыми в ряде сегментов беспилотными летательными аппаратами. Приведет ли эта ситуация к возникновению жесткой конкуренции? Мне кажется, вряд ли.
Пару недель назад автору этих строк пришлось по служебной необходимости посетить круглый стол в рамках одной большой выставки-конференции. Посвящен он был применению спутниковых сервисов в различных сферах. Сначала речь шла о таких технологиях, как геопозиционирование или передача данных, ничего не предвещало чего-то нового.
https://www.comnews.ru/content/233305/2024-05-23/2024-w21/1008/spros-sp…
Но когда участники мероприятия заговорили о дистанционном зондировании Земли и сервисах на базе собранных таким образом данных, началось интересное. Так, ИТ-директор крупного холдинга посвятил выступление применению технологий ДЗЗ в сельском хозяйстве, причем для таких задач, которые были (а кое-где и остаются) вотчиной беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По данным исследования российского рынка сервисов с использованием БПЛА, которое провело ПАО "Ростелеком", сельское хозяйство называли чаще остальных отраслей в качестве сферы применения беспилотников.
Однако такие функции, которые традиционно выполняли БПЛА, как контроль миграций вредителей, внесения удобрений и средств защиты растений, полива, мониторинг выпаса скота агробизнесмены успешно научились выполнять с помощью сервисов ДЗЗ. Тут ничего удивительного нет: с февраля 2022 г. во многих российских регионах использование БПЛА под запретом, тогда как сервисы ДЗЗ за последние пять лет становились все более качественными и при этом постоянно дешевели.
Начали переключаться на использование спутниковых технологий и другие потенциальные потребители сервисов мониторинга, будь то состояние дорог, трубопроводных сетей, различных зданий и сооружений, выявление самостроя, несанкционированных свалок или вырубок. По данным исследования "Ростелекома", эта сфера заняла второе место среди тех, которые принято считать вотчиной беспилотников. Причем использование сервисов ДЗЗ оказалось удобнее и при этом менее затратным по сравнению с применением БПЛА, которые, опять же, не везде можно использовать.
Плюс ко всему, работе спутников нарушители не могут помешать, тогда как беспилотник можно "обмануть" или даже нарушить его работоспособность с помощью разного рода подручных средств. И эта угроза отнюдь не умозрительная, такого рода инциденты имели место.
Когда необходим мониторинг больших пространств, например, если нужно быстро выявлять очаги лесных пожаров, в том числе на большом удалении от населенных пунктов, или пути миграции рыбы в открытом море, радиус действия БПЛА серьезно ограничен.
В 2022 г. западные поставщики данных ДЗЗ ушли с российского рынка, но их место в этом же году заняли китайские HEAD Aerospace и Spacety. Китайские спутники не охватывали всю территорию, но за пределами их видимости были только малонаселенные серверная часть Хабаровского края, Магаданская область и Камчатка с Чукоткой. Но при этом китайские аппараты имели разрешение 0,3 м, и в состав китайских группировок входят еще и радарные аппараты, которых до недавнего времени среди российских просто не было.
Российская группировка также расширялась, причем как количественно, так и качественно. В настоящее время на орбите работают 16 аппаратов, но их число растет, причем после 2022 г. развитие заметно ускорилось. Так, весной 2023 г. был запущен аппарат Кондор-ФКА — первый российский спутник ДЗЗ, работающий в радиолокационном диапазоне. В 2024 г. вывели на орбиту первый низкоорбитальный аппарат Ресурс-П с разрешением 0,7 м, которого достаточно для практически любых применений. До конца 2024 г. Sitronics Group планирует вывести на орбиту еще семь сверхмалых спутников Зоркий-2М в дополнении к двум, которые уже работают. Важно отметить, что аппараты Sitronics Group — пример государственно-частного партнерства в космической сфере.
Но при этом спутники могут далеко не все из того, что умеют БПЛА. Спутник ДЗЗ может увидеть то, что на пути миграции саранчи или грызунов оказалось поле, но обработать его ядохимикатами — уже нет. А вот беспилотник сможет. То же самое касается доставки грузов и пассажиров или аэрофотосъемки.
Что касается мониторинга тех же трубопроводов или несанкционированных свалок, применение спутников и БПЛА просто дополняет друг друга. Беспилотник может увидеть то, что спутник не разглядит. Не стоит забывать о том, что вывод спутника на орбиту — дело долгое и дорогое, что делает окупаемость таких проектов длительным.
Более того, спутники, как оказалось, важный элемент системы контроля беспилотников, которого, к слову, не хватает. Об этом, в частности, говорил на ПМЭФ 2024 генеральный директор ООО "Флай дрон" Никита Данилов.
https://www.comnews.ru/content/233632/2024-06-07/2024-w23/1008/rossiysk…
Так что спутники и беспилотники не конкуренты, а, скорее, симбионты. Причем БПЛА нуждаются в спутниках, тогда как спутники самодостаточны.