Совокупная выручка банковских MVNO в 2024 г. составила больше 22 млрд руб.

ComNews сравнил выручку и чистую прибыль крупных MVNO, основываясь на данных бухгалтерской (финансовой)
Согласно данным отчетности, выручка ООО "Т-Моб" (бренд "Т-Мобайл") выросла почти вдвое: до 16,6 млрд руб., по сравнению с 11,2 млрд руб. в 2023 г. (рост 48,1%) Чистая прибыль увеличилась на 3066% и достигла более 2 млрд руб., хотя в 2023 г. "Т-Мобайл" зафиксировал убытки в 67,5 млн руб. "Т-Мобайл" продолжает оставаться крупнейшим банковским виртуальным оператором.
Представитель пресс-службы "Т-Мобайл" рассказал ComNews, что в 2024 г. оператор сфокусировался на умном сегментном привлечении, повышении эффективности бизнеса и качества услуг: "Благодаря этому "Т-Мобайл" в 2024 г. стал прибыльным мобильным оператором. В 2025 г. мы продолжаем развивать этот подход и активно сохраняем тенденцию на увеличение прибыльности бизнеса".
В июне 2024 г. гендиректор "Т-Мобайла" Виталий Бриедис раскрыл абонентскую базу: она составила 6 млн клиентов. Представитель "Т-Мобайла" рассказал в декабре 2024 г. ComNews, что база в 2024 г. выросла на 35%.
Выручка ООО "Сбербанк-Телеком" (бренд "СберМобайл") выросла на 34,8% и достигла около 4,3 млрд руб., тогда как в 2023 г. составляла 3,2 млрд руб. Однако оператор в 2024 г. зафиксировал чистый убыток в 1,75 млрд руб. В 2023 г. чистая прибыль составила почти 31 млн руб., то есть в этом году она упала на 5765%.
Представитель пресс-службы "СберМобайла" объяснил увеличение расходов компании переходом на "стратегию агрессивного роста". "Вместе с этим в 2024 г. в компании появилась PR-поддержка, запустились четыре федеральные рекламные кампании, - рассказал представитель "СберМобайла". - Также обновилась и выросла команда и появились новые цели по набору абонентской базы. В планах на 2025 г. - увеличивать присутствие компании на рынке".
ООО "Новые мобильные коммуникации" (бренд "Газпромбанк Мобайл", "ГПБ Мобайл") закончил 2024 г. с выручкой в 808 млн руб., что на 40,7% больше, чем в 2023 г. (тогда она составила 574,3 млн руб.). Чистый убыток в 2024 г. составил 252,3 млн руб., что меньше на 34,8%, чем в 2023 г. Тогда чистый убыток составил 387 млн руб.
"Рост выручки - результат комплексной работы по расширению продуктового портфеля, усилению каналов продаж, повышению вовлеченности абонентов. Мы расширили абонентскую базу за счет партнерств, активной работы в новых каналах: маркетплейсах, офлайн-точках. Что касается снижения чистого убытка - это ожидаемый результат, достигнутый благодаря эффективным управленческим решениям по операционным расходам и росту доли продуктов с высокой маржинальностью", - рассказал представитель пресс-службы "ГПБ Мобайл". Он также добавил, что ключевая задача - повышать проникновение в базу клиентов банка.
Представитель пресс-службы оператора поделился, что средний ARPU вырос по сравнению с 2023 г. на 40%.
Выручка ООО "ВТБ Мобайл" в 2024 г. составила 369,3 млн руб. и выросла на 9,7% (в 2023 г. равнялась 336,7 млн руб.). Чистый убыток в 2024 г. составил 22,5 млн руб., хотя по итогам 2023 г. "ВТБ Мобайл" фиксировал прибыль в 47,7 млн руб. То есть в 2024 г. произошло падение на 147,2%.
Генеральный директор "ВТБ Мобайл" Алексей Чернецов объяснил чистый убыток масштабными инвестициями в развитие и необходимостью пройти этап трансформации. "В 2024 г. "ВТБ Мобайл" успешно реализовал стратегическую трансформацию бизнеса, сфокусировавшись на глубокой интеграции с экосистемой ВТБ. Компания акцентировала усилия на четырех ключевых направлениях развития: оптимизация бизнес-процессов, формирование новой команды специалистов, расширение географии присутствия оператора и усиление совместных продуктов и сервисов", - рассказал Алексей Чернецов. Половина абонентов "ВТБ Мобайла" участвуют в совместных акциях с банком, к концу 2025 г. оператор планирует увеличить это количество до 80%.
Также Алексей Чернецов поделился показателем ARPU (средняя выручка на одного абонента): за 2024 г. он составил 394 руб., показав рост на 2% к предыдущему году. "Незначительный рост объясняется стратегическим фокусом на расширении доли совместных с банком предложений в абонентской базе. Несмотря на то, что клиенты продолжают платить примерно те же суммы, что и раньше, наполнение тарифных планов существенно улучшилось, а размер скидки на связь достигает 50%", - рассказал генеральный директор.
Если выделить четверку банковских MVNO в отдельный сегмент, то доли рынка по выручке в 2024 г. среди ее участников распределяются примерно так: "Т-Мобайл" - 75,33% рынка, "СберМобайл" - 19,33%, "Газпромбанк Мобайл" - 3,67% и "ВТБ Мобайл" - 1,68%.
У трех из четырех банковских виртуальных операторов в 2024 г. зафиксированы чистые убытки, хотя в 2023 г. они были только у двух. "Банковские MVNO только осваивают рынок. На данном этапе ожидаема работа в минус с тем, чтобы получать устойчивую прибыль в будущем. Пока задача - привлечь абонентов", - объяснил генеральный директор "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.
Он считает, что 2025 г. обещает быть интересным: на рынок выйдет NVNO Альфа-Банка, будет развиваться "Т-Мобайл", а также большим потенциалом обладает "СберМобайл" с активной позицией на рынке и большой клиентской базой Сбербанка.
В 2025 г. ожидается запуск как минимум двух банковских MVNO: ООО "Альфа-Мобайл" от Альфа-Банка и ООО "Мой оператор" от Промсвязьбанка (ПСБ).
На этой неделе стало известно, что "Альфа-Мобайл" заработал для сотрудников компании. Ранее банк планировал полноценный запуск оператора в I квартале 2025 г. Однако, по сообщениям Forbes, широкомасштабный запуск случится только в этом месяце, в апреле.
Также ПСБ вскоре запускает "Мой оператор". Ранее ComNews писал, что ПСБ в июне 2024 г. объявил о запуске MVNO к концу года. Соглашение о сотрудничестве генеральный директор T2 Антон Годовиков и вице-президент, директор департамента развития небанковских сервисов ПСБ Алексей Назаров подписали на XXVII Петербургском международном экономическом форуме. В июле 2024 г. стало известно, что АО "Гринатом" ("дочка" госкорпорации "Росатом") стало владельцем 50% ООО "Мой оператор". Также 50% ООО "Мой оператор" принадлежит ООО "Фонд небанковских технологий" (владельцем 100% долей в нем выступает ООО "ПСБ инновации и инвестиции"). Генеральным директором с 20 августа 2024 г. значится Владислав Соколов.
Запуск "Моего оператора" был запланирован на I квартал 2025 г. в шести регионах России. На данный момент ПСБ
Однако по-прежнему крупнейшим виртуальным оператором в России остается дочерняя компания ПАО "МегаФон" - ООО "Скартел" (бренд Yota). Выручка компании в 2024 г. выросла на 12,3% и составила 49,1 млрд руб., тогда как в 2023 г. она равнялась 43,75 млрд руб. Чистая прибыль составила 2,2 млрд руб. и упала на 56,5% по отношению к 2023 г. - тогда чистая прибыль составляла 5,1 млрд руб.
"По-прежнему крупнейший - операторский MVNO Yota. "Т-Мобайл" растет опережающими темпами, но у Yota по-прежнему большая фора", - сказал Константин Анкилов.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отметил, что в силу разных причин догнать Yota практически невозможно. "Yota, скорее, это псевдовиртуальный оператор, существующий в рамках "МегаФона". На рынке есть два мнения: кто-то считает это тарифом, а кто-то отдельным оператором".
Также крупным остается MVNO ПАО "Ростелеком". "Ростелеком" не раскрыл показатели по данному направлению и перенаправил вопросы "дочке" Т2, число MVNO-партнеров которой в 2024 г. превысило 25 операторов.
"Выручка от работы MVNO-проектов увеличилась на 27% год к году. На нашей сети работают крупнейшие партнеры по модели MVNO - мы обслуживаем 54% клиентов виртуальных операторов на российском рынке", - рассказал представитель пресс-службы Т2.
ПАО "МГТС" также не раскрыло показатели. Ответ дало ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). "МГТС предоставляет услуги розничным клиентам под брендом МТС. В прошедшем году абоненты МГТС продолжили получать все преимущества развивающейся экосистемы МТС", - рассказал представитель пресс-службы МТС.
ComNews также направил запросы Yota, Альфа-Банку, Промсвязьбанку, однако на момент публикации ответа не получил.
https://www.comnews.ru/content/236997/2025-01-13/2025-w03/1007/kak-proveli-2024-g-mvno
