Юлия
Мельникова

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
19.05.2025

Доля контрафактной продукции в России по многим товарным группам превышает 10% и при этом растет, хотя в стране уже более пяти лет действует обязательная система маркировки товаров "Честный знак". Управляющее ею ООО "Оператор-ЦРПТ", равно как и его основной владелец ООО "Центр развития перспективных технологий" (ЦРПТ), с 2021 года не публикует финансовую отчетность, и структура их собственников непрозрачна. Это особенно удивительно для организации, которая призвана повысить прозрачность бизнеса.

Например, обязательная маркировка лекарств в системе "Честный знак" стартовала в России с июля 2020 года. Росздравнадзор совместно с МВД России в 2024 году обнаружил около 8,4 млн единиц недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных медицинских изделий. Для сравнения, Росздравнадзор в 2023 году изъял из обращения почти 2,5 млн упаковок недоброкачественных и фальсифицированных лекарств.

Более того, по данным Росздравнадзора, которые следуют из отчета ведомства "Информация о результатах государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств за 2022 год", за период с 2018 по 2022 год доля изъятия из обращения лекарственных средств снизилась почти в два раза.

Динамика выявления недоброкачественных лекарственных средств* за период 2018-2022 гг.

* в том числе аптечного изготовления

В январе 2025 года издание "Агроэксперт" опубликовало данные Россельхознадзора (РСХН), который сообщил, что за 2024 год из всех исследуемых образцов молочной продукции доля фальсифицированных товаров составила 13,09%, а в 2023-м этот показатель был 12,04%. Больше всего фальсификата РСХН обнаружил в пробах сливочного масла (24,82% от количества проб). И пускай два месяца спустя Минэкономразвиия сообщило газете "Известия", что эти данные отражают исключительно процент выявленных нарушений по итогам исследований РСХН части рынка молочной продукции и что на основе этих данных нельзя делать выводы о состоянии рынка в целом, факт остается фактом: на российском рынке молочной продукции присутствует значимая доля контрафакта. При том что обязательная маркировка молочной продукции в РФ действует уже более трех лет (с 1 сентября 2021 года - для молочных продуктов сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря 2021 года - для продуктов сроком годности 40 дней и менее).

По информации директора АНО "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции" (ННЦК) Ирины Бушиной, в III квартале 2024 года доля незаконного оборота табачной продукции в РФ составила 10,8% в пересчете на курящее население страны и 11,4% - в пересчете на всех жителей России.

В середине 2024 года компания "РБК Исследования рынков" опубликовала результаты аналитического исследования "Оценка рынка нелегальной продукции в России". Его основной вывод: за четыре года (с 2020 по 2023 год) объем российского рынка нелегальной продукции вырос на 58%. В результате оборот нелегальных товаров в 2023 году достиг 4,9 трлн рублей, что составило около 10,1% оборота всей розничной торговли РФ. Это более чем в пять раз превышает аналогичный общемировой показатель (в среднем 1,8% розницы).

Сама компания ЦРПТ видит картину иначе. Год назад она отрапортовала "Российской газете", что за пять лет с момента старта (2019-2023) маркировка товаров сэкономила бюджету 800 млрд руб. В частности, ЦРПТ сообщил этому изданию, что рынок молочной продукции обелился на 17%, а производство фальсификата сократилось в 60 раз: с 30% в начале 2023 года до 0,5% к маю 2024-го. Правда, эти цифры существенно разнятся с данными Россельхознадзора, а информация от профильного надзорного ведомства вызывает больше доверия.

На вопрос корреспондента ComNews, почему доля контрафактной продукции в России с каждым годом растет, официального ответа от ЦРПТ не последовало, однако представитель пресс-службы этой компании пояснил, что на самом деле доля контрафактной продукции с каждым годом уменьшается, а цифры и проценты, которые говорят о росте контрафакта - это-де результаты выборочных проверок по поставщикам, у которых ранее были выявлены нарушения. А если взять всю продукцию отрасли, то общий объем контрафакта снижается. Представитель ЦРПТ добавил, что из поставщиков воды половина была не на виду у государства, так как работали они нелегально, а "Честный знак" помог им легализоваться - но теперь из-за их проверок повышается процент некачественного товара.

Однако из отчетов государственных надзорных органов следует, что проверки они производили по отрасли, а не по конкретным поставщикам. Конечно, ни одна проверка не может охватить 100% магазинов или аптек - она всегда выборочная, но и в предыдущие годы она тоже была выборочной. Сам "Честный знак" также не может знать картину по 100% рынка, поэтому доводы представителя ЦРПТ, что количество контрафактной продукции снижается, вызывают вопросы.

При этом аппетит ЦРПТ (или охват системы "Честный знак") растет. К примеру, с марта 2025 года обязательной стала маркировка 12 групп товаров легкой промышленности, в том числе белья, халатов, пижам, купальников, колготок, носков и чулок, перчаток, вязаных вещей, а также текстиля для дома. А с 1 мая обязательной становится маркировка мыла и моющих средств.

Стоимость одного кода маркировки для участников оборота товаров составляет 50 копеек (без учета НДС), и каждая новая охваченная группа товаров приносит компании многомиллиардную выручку. Несмотря на то, что ЦРПТ и система "Честный знак" призваны повысить прозрачность рынка, сама компания полностью непрозрачна. Последняя отчетность ООО "Оператор-ЦРПТ" в государственном информационном онлайн-ресурсе бухгалтерской отчетности, которую ведет Федеральная налоговая служба, датирована 2020 годом: тогда выручка этой структуры составила 7,1 млрд рублей (а в 2019 году - 2,7 млрд рублей). С учетом многократно увеличившегося количества товарных групп, маркировка которых с тех пор стала обязательной, выручка ООО "Оператор-ЦРПТ" явно увеличилась в разы. Хотя возможно, что миллиарды рублей, которые эта структура ежегодно выкачивает из экономики, помогли бы бизнесу развиваться и, в частности, улучшать качество продукции.

Структура собственников "Оператора-ЦРПТ" тоже непрозрачна: в ЕГРЮЛ эти данные засекречены. В сервисе Kartoteka.ru остались данные об учредителях ООО "ЦРПТ" по состоянию на 2017 год: в июне того года 75% уставного капитала этой структуры принадлежало компании "Петер-Сервис" (ныне - дочерняя компания "МегаФона" "Нэксайн", а тогда - "дочка" USM), а 25% долей находились в собственности ООО "Элвис-Плюс групп". В августе 2017-го 25% долей в ООО "ЦРПТ" получил "Ростех", в лице АО "Концерн "Автоматика", а "Петер-Сервис" сократил долю владения до 50%.

Как сообщал "Интерфакс", по состоянию на начало 2022 года основным собственником "Оператора-ЦРПТ" было ООО "ЦРПТ", а его владельцами, в свою очередь, выступали USM ("ЮэСэМ Технологии", 50%), ГК "Ростех" (концерн "Автоматика", 25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%). В ноябре 2024 года "Интерфакс" сообщил, что холдинг USM Алишера Усманова вышел из состава учредителей ООО "Оператор-ЦРПТ". Представитель USM сообщил агентству, что в результате этих изменений ни у одного совладельца нет контроля или 25%-ной доли в ЦРПТ.

Все, что можно понять из ЕГРЮЛ, - у ООО "Оператор-ЦРПТ" есть два совладельца (их доли и имена из реестра вымараны). В свою очередь, у ООО "ЦРПТ", которое, скорее всего, остается одним из собственников "Оператора-ЦРПТ", указаны семь совладельцев, в том числе созданное в сентябре 2022 года ООО "ЦРПТ-Менеджмент" (24,9% долей), ООО "МДом", единственным владельцем которого с октября 2024 года является Алексей Газов, а до него компания принадлежала Екатерине Богдановой (2,6%), еще одно засекреченное юрлицо, три анонимных физических лица и безвестный паевой инвестфонд. Юридические адреса ООО "ЦРПТ", ООО "Оператор-ЦРПТ", ООО "ЦРПТ-Менеджмент" и ООО "МДом" совпадают: Москва, Рочдельская ул., д.15, стр.16А.

Так ли необходим людям "Честный знак", гарантирует ли он качество продукции и не начнет ли бизнес клеить липовые марки вместо настоящих? На маркетплейсах уже нередки случаи, когда продавец открыто указывает, что товар является репликой известного бренда, но прилагающийся к нему QR-код ведет на сайт легального производителя. Если для того или иного бизнеса платить "Честному знаку" по полрубля за марку на каждую единицу товара будет обременительно, он вполне может начать штамповать копии легальной марки.

Автор этих строк никогда не видел в магазине человека, сканирующего код "Честный знак" с помощью мобильного приложения (да-да, это выборочная проверка) - зато не единожды был свидетелем ситуации, когда двумерный штрихкод DataMatrix "Честного знака" не считывался на кассе, и покупатель терял время на замену товара.

В цивилизованном мире за качество продукта борются сами производители - к этому их подталкивает конкуренция и забота о репутации бренда. С контрафактом бьются правоохранительные и надзорные органы - по большей части по заявлениям вендоров. Громоздкая и дорогостоящая система "Честный знак", как видно из статистики надзорных ведомств, не спасает от контрафакта, зато вынуждает производителей и торговцев тратиться на марки, а также на оборудование для их печати и считывания.

Может быть, на государственном уровне стоит признать пятилетний эксперимент с "Честным знаком" неуспешным и отказаться от этой принудительной маркировки как искусственно созданного барьера для развития бизнеса? Десятки миллиардов рублей, которые ежегодно выкачивает из бизнеса ЦРПТ, в нынешние непростые времена пригодились бы российскому бизнесу для развития.