© ComNews
27.05.2025

Санкт-Петербург стал пилотной площадкой для внедрения технологии, которая может существенно изменить работу школьных учителей по всей стране. Комитет по информатизации и связи совместно с университетом ИТМО и комитетом по образованию реализует новый проект, который за счет интеграции программного робота и нейросети позволит в 20 раз ускорить обработку результатов Всероссийских проверочных работ (ВПР).

Традиционно сбор результатов проверочных работ, выполненных на бумажном носителе, выглядит так: представитель школы заполняет электронную форму, занося в нее индивидуальный код, номер варианта работы и баллы каждого ученика, размещенные на титульном листе. Готовую форму необходимо загрузить в государственную информационную систему "Федеральная информационная система оценки качества образования". В школах, где в среднем в одной параллели 2-3 класса, педагогам приходится вручную обрабатывать более 1300 проверочных работ.

Цель нового проекта - не просто автоматизировать рутину, а освободить учителя от рутинного ручного труда и вернуть ему главное - время для непосредственной работы с детьми. В основе решения - программный робот, разработанный специалистами Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ИАЦ), и нейросеть, созданная студентами-сотрудниками лаборатории интеллектуальных сервисов и приложений "LISA" Университета ИТМО.

Робот автоматически считывает данные с титульных листов ВПР, передает их в нейросеть, а та - распознает, анализирует, рассчитывает сумму баллов по каждой проверочной работе и "возвращает" результаты в необходимом для загрузки формате. Задача учителя в этом процессе - только отсканировать титульные листы проверочных работ, запустить робота, а потом загрузить готовый итоговый массив данных в федеральную информационную систему оценки качества образования.

Эксперимент уже запущен в трёх школах Санкт-Петербурга: школах №187 и №191 Красногвардейского района и Лицее №280 имени Лермонтова. Только в одном из этих учреждений ежегодно обрабатывается свыше 1300 ВПР. Теперь весь этот процесс можно реализовать не за недели, а за часы.

Это первая в России технология подобного масштаба, основанная на применении ИИ в образовательной рутине. По словам экспертов лаборатории интеллектуальных сервисов и приложений "LISA" Университета ИТМО, использование сервиса сократит время работы с документами в 20 и более раз.

"Мы создаем решения, которые не просто заменяют ручной труд, а поддерживают человека в его профессиональной миссии, - подчеркнула председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Юлия Смирнова. - Искусственный интеллект в школах - это не про контроль, а про помощь, про умную помощь в умном городе, про уважение ко времени учителя. Цифровые технологии освобождают силы педагога для главного - общения, обучения, развития".

Пилотный проект уже доказал эффективность, и в случае положительных результатов, технологии готовы к масштабированию в другие школы Петербурга и регионы.

Новости из связанных рубрик