Image by Nadezhda Bogatyryova on Wikimapia
Следователи Главного управления Министерства внутренних дел РФ столицы возбудили первое уголовное дело по статье о дропперстве. Его фигуранткой стала жительница Москвы в возрасте 52 лет. Юристы считают, что это дело - первое из многих.
© ComNews
25.07.2025

Главное управление Министерства внутренних дел РФ по городу Москве сообщило, что его следователи возбудили первое уголовное дело по ч.3 ст.187 Уголовного кодекса России "Неправомерный оборот средств платежей", также известной как статья о дропперстве. Фигуранткой дела стала 52-летняя москвичка, ее задержали сотрудники столичного Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий, во время обыска они изъяли мобильные телефоны, компьютеры, банковские и SIM-карты.

"По имеющимся данным, подозреваемая, надеясь погасить имеющиеся долги, нашла подработку в сети Интернет. По указанию злоумышленников она открыла в одном из банков счет индивидуального предпринимателя, который в дальнейшем использовался для зачисления денежных средств, полученных преступным путем. В итоге общая сумма, внесенная на этот счет, превысила миллион рублей. Информацию о совершенных банковских операциях женщина передавала кураторам посредством мессенджера", - говорится в сообщении МВД РФ.

Новое дело прокомментировал депутат Госдумы РФ Антон Немкин в собственном Telegram-канале. По его словам, задержанная не наивная жертва, а человек, осознанно давший доступ к банковскому счету и участвовавший в преступной схеме. По его мнению, фишинговые атаки и телефонное мошенничество невозможно без таких людей.

"Предоставление банковских реквизитов за вознаграждение - это уголовное преступление. До трех лет лишения свободы. Для организаторов - до шести. Закон уже вступил в силу, и, как мы видим, его положения начали применяться на практике. Безнаказанности больше не будет. Важно понимать: дропперы - это не случайные люди, а активные участники обмана. Это те, кто помогает преступникам обналичивать средства, добытые через ложные звонки, взломы аккаунтов и кражу персональных данных. Ответственность за это должна быть не формальной, а реальной. И наконец мы видим это на практике", - написал он.

https://www.comnews.ru/content/239760/2025-06-19/2025-w25/1009/posle-pr…

Партнер и руководитель практики "Уголовно-правовая защита бизнеса" Коллегии адвокатов "Регионсервис" Владимир Агапов напомнил, что Федеральный закон №176-ФЗ, вступивший в силу 5 июля 2025 г., прямо криминализировал деятельность дропперов. По его словам, уголовное дело по новой норме - закономерный шаг, а не случайность.

"Дропперы давно стали неотъемлемой частью схем дистанционного мошенничества. Большинство хищений требует использования дропперов для сокрытия следов преступления и вывода денежных средств. Так, согласно пояснительной записке к ныне принятому законопроекту об ответственности дропперов, Банк России фиксирует увеличение подозрительных операций, совершаемых без согласия клиента, а сумма ущерба от дистанционного мошенничества по итогам 2024 г. составила более 197,5 млрд руб. До внесения изменений в Уголовный кодекс РФ правоохранительные органы были вынуждены квалифицировать действия дропперов по ч.1-2 ст.187 УК РФ, которые изначально разрабатывались для случаев использования поддельных платежных инструментов (банковских карт, онлайн-кошельков). Это создавало существенные сложности в правоприменении, поскольку формально электронные средства платежа оформлялись дропперами на законных основаниях, но затем передавались преступникам. Суды в такой ситуации были вынуждены расширительно толковать признак "поддельности", относя к нему не только подделку платежных средств, но и их использование не владельцами, а мошенниками", - рассказал он.

По словам Владимира Агапова, эта юридическая конструкция давала возможность привлекать дропперов к ответственности, но приводила к появлению противоречий в судебной практике, из-за которой некоторые кассационные суды отменяли приговоры ввиду недоказанности формального признака поддельности платежного средства. Новый закон ввел для дропперов специальные составы преступлений, которые будут активно применяться на практике.

Адвокат и сооснователь адвокатского бюро "След" Александр Харин, обратил внимание, что подавляющее большинство дроппов выявляется во время расследований других преступлений, таких как мошенничество, незаконная банковская деятельность, оборот наркотиков и т.д. Он согласился, что ранее правоохранителям удавалось привлекать дропперов в качестве соучастников в ограниченном количестве случаев, и добавил, что теневые площадки с дропперской "подработкой" и услугами копились у следователей на карандаше.

Юрист Digital & Analogue Partners Александра Сокольникова назвала факт возбуждения уголовного дела по статье о дропперстве продолжением четкой позиции государства, согласно которой участие в таких схемах сопряжено с реальными, в том числе уголовными рисками. По ее словам, новые составы направлены на повышение ответственности не только организаторов криминальных схем, но и рядовых исполнителей.

Адвокат и партнер ООО "Братья Яблоковы" Артем Яблоков согласился, что введение новой уголовно-правовой конструкции - не исключение, а подтверждение тенденции "обновлений". По его словам, санкция состава преступления по ч.3 ст.187 УК РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы сроком на три года.

https://www.comnews.ru/content/240053/2025-07-08/2025-w28/1007/dengi-ba…

"Однако важно отметить, что для вменения незаконной передачи средства платежа необходимо установить корыстную заинтересованность. В том же случае, если лицо к данному действию "склонили" мошенники, была ли такая заинтересованность? В любом случае, если лицо ранее не судимо, лишение свободы к нему в качестве наказания применено быть не может. И даже если обвинительный приговор будет вынесен, суд, думаю, ограничится штрафом в размере 100-150 тыс. руб.", - заметил Артем Яблоков.

С ним согласился Александр Харин. По его словам, за совершение таких преступлений впервые суды могут ограничиться более мягкими видами наказания - например, штрафами или принудительными работами. Однако он обратил внимание на резонанс дела. Это, по его мнению, может стать причиной показательно сурового приговора, как сигнала "нулевой толерантности" к дропперской деятельности.

С точки зрения Владимира Агапова, уголовные дела против дропперов не станут единичными случаями. Он рассказал, что закон создал механизм для системной борьбы с явлением, и заметил, что, по сведениям Центра общественных связей Федеральной службы безопасности РФ, в 2024 г. в стране было зарегистрировано более 640 тыс. случаев дистанционного мошенничества. По его мнению, даже если дропперы фигурируют в 1% случаев, то это около 6,4 тыс. потенциальных уголовных дел за год и в ближайшие месяцы можно ожидать рост количества возбужденных уголовных дел.

"С высокой вероятностью можно ожидать, что это дело станет первым в череде аналогичных. Сам факт столь скорого возбуждения дела по новой норме уже выступает четким сигналом: риски стали реальностью", - заключила Александра Сокольникова.

https://www.comnews.ru/content/240293/2025-07-22/2025-w30/1008/kiberpre…

Новости из связанных рубрик