29.09.2003

Власти американского штата Калифорния приняли закон, карающий распространение спама - не заказанных адресатом рекламных объявлений - по почтовым каналам Интернета. Однако, как показывает исследование, проведенное экспертами Deutsche Bank, даже такие меры не остановят роста "экономики спама".

C 1 января нового года каждое "непрошеное" письмо с предложением каких-либо товаров и услуг может обойтись отправителю в $1 тыс. При условии, если его получит адресат в штате Калифорния. Именно такое наказание предусматривает новый закон, принятый в штате, где электронная почта появилась как способ корреспонденции в начале 1980-х годов. С тех пор количество электронных писем в мире достигло астрономических показателей. По данным исследовательской компании IDC, число сообщений в прошлом году составило 5.48 трлн. По прогнозам аналитиков IDC, к 2006 году их количество превысит 9 трлн. Значительная их часть - непрошеные маркетинговые послания.

IDC оценивает долю спама в 27%, но это, скорее, нижний порог. По данным компании Brightmail, каждое второе письмо адресат получает против своей воли. Консервативный прогноз IDC предполагает, что в 2006 году доля спама составит не менее трети всех писем. Именно этот поток пытается остановить новое калифорнийское законодательство. Как оно будет действовать, пока не совсем ясно. Понятно лишь, что за каждое письмо отправителю придется заплатить $1 тыс., но общую сумму штрафа законодатели ограничили $1 млн.

Аналитики Deutsche Bank предупреждают, что новая инициатива может существенно снизить прогнозы роста рекламной почты. Впрочем, в Deutsche Bank считают, что отрасль сможет справиться с новым препятствием. Достигнуть это позволит либо более тщательная маскировка источников рассылки, либо использование "офшорных зон". Но главный козырь маркетологов - постепенное привыкание пользователей сети к рекламной рассылке. По их ожиданиям, значительная часть рекламы все же будет поступать в электронные почтовые ящики на "добровольных началах". По данным компании DoubleClick, доля откликнувшихся на рекламу растет и превышает уже 8%. Другими словами, один из 12-13 человек начинает посещать рекомендуемый сайт. Наиболее "отзывчивой" считается реклама потребительской печатной продукции. Здесь показатель посещаемости составляет более 11%. На последнем месте - реклама потребительских товаров и продажа по каталогам. Только 6.7% получивших письмо следуют его совету. И это не предел. Главными источниками дополнительного роста должно стать активное освоение территорий за пределами США, родины электронной почты. Ожидается, что темпы роста пользователей электронной почты здесь будут гораздо выше, чем в Штатах. Предполагается, что на новых землях пользователи также привыкнут к спаму и станут отзываться на его рекламу с той же интенсивностью, как и в США.

Индустрию спама характеризуют сейчас три тенденции - сокращение доходов за каждое доставленное письмо, снижение издержек и уменьшение размеров заказов на рассылку. За последний год, по данным DoubleClick, размер дохода маркетинговой фирмы за каждое доставленное письмо снизился на 17% и составил 28 центов, издержки сократились на 10%. По мнению аналитиков Deutsche Bank, последнее обстоятельство позволяет организовать эффективный бизнес в сфере электронно-почтового маркетинга даже при условиях, когда средний размер заказа снижается до уровня ниже $100.