Способы успешного внедрения цифровых решений для регионов в спорте

Костин
исполнительный директор ООО "Государство детей"
"Для типового решения надо обозначить пределы бесплатности. Государство должно уметь задавать правила. Примеры успешной интеграции уже есть", - считает исполнительный директор ООО "Государство детей" Александр Костин. В интервью порталу ComNewsон изложил взгляды о том, как нужно регулировать процесс региональной цифровизации отрасли физкультуры и спорта.
Поделитесь мнением о популярной инициативе создания стандарта регионального ИТ-решения для сферы физкультуры и спорта
В целом инициатива хорошая, если судить только по названию. Но то, как она планируется к реализации, исходя из того, что я слышал ("берем типовое решение и всем устанавливаем") - это подход совершенно неправильный, он должен быть более взвешенным и сбалансированным. Цифровизация в регионах идет по-разному, у кого-то уже есть свои наработки, и типовое решение в том исполнении как его презентуют встанет не везде.
Также, если говорят, что решение бесплатное, то подтвердите, что и поддержка окажется безвозмездной, или она будет чего-то стоить? Такие вещи надо обговаривать, что называется, на берегу. Если это затратно, то через год-два проект в регионах придется менять из-за дороговизны.
Но мог быть и второй вариант, быстрый для исполнения. Опубликовать функциональные требования для систем, описать в них задачи и функции такого прикладного программного обеспечения. Очевидно, что это ведение единого календарного плана, присвоение разрядов, званий, тренерских квалификационных категорий, судейские категорий, возможности для спортивных федераций. Запись в спортшколу, но только не так как это реализовано сейчас, - в виде записи на тестирование. Это крайне неудобно. Сначала заявитель записывается на тестирование через Госуслуги, проходит его, затем повторяет процедуру снова, записываясь уже в спортшколу в региональной информационной системе.
В сфере образования то же самое реализовано нормально, не только для физкультурно-оздоровительных групп, но и для школ искусств, учреждений культуры, программ дополнительного образования. Где необходимо тестирование, оно выступает лишь одним из этапов зачисления, в едином процессе, где результатом является зачисление, а не поздравление, что вы записались на тестирование. Пользователю нужен полный цикл услуги. Сейчас везде ведь говорят о клиентоцентричности.
Должны существовать федеральные системы, в которые передаются данные и статистика, для управления спортивной сферой, по технологическому протоколу, который в этих же общероссийских правилах и должен быть зафиксирован.
Ближайший пример - история с ФГИС "Спорт" и тем, как ее функциональность оценила Счетная палата. Документация и протокол не соответствуют друг другу. Отправляем пакет данных согласно документу, но приходит отказ в принятии сведений от сервиса, пишем запрос, он остается без ответа. Для типовых сценариев надо принять и опубликовать документацию о работе интеграционных сервисов, с описанием одинаковых, понятных инженерам и юристам, требований.
Меняются министры, руководители цифровых департаментов, но это не приводит к изменениям в работе: наверное, проблемы где-то глубже.
Ваш вывод заключается в том, что отрасли нужны типовые требования, стандарты, а не типовая автоматизированная система?
Совершенно, верно. Не важно, как назовут документ стандарт, функциональные требования, типовая архитектура. Это формализованное описание того, что должно происходить, с учетом целей цифровизации, - прозрачность и информационная открытость, удобство для граждан, возможность собрать статистику, не с потолка взять цифру занимающихся спортом, а из доверенных источников, технология управления, основанного на данных. Цифры должны быть проверяемы. Еще при внедрении типового решения, нужно сразу обозначить пределы бесплатности, где они заканчиваются, как будут производиться доработки, на возмездной основе или других условиях.
Система содержит огромное количество внутренних механизмов, которые верифицируют информацию для корректного ввода
Система содержит огромное количество внутренних механизмов, которые верифицируют информацию для корректного ввода
Хотелось бы, чтобы огласили весь список сначала?
По-другому невозможно. После создания системе понадобится финансирование на поддержку. В регионе наверняка будет необходимость какой-либо интеграции, допустим с центром управления регионом, с системой образования, региональным порталом госуслуг. Запросы будут меняться - как их стыковать с типовым решением?
Ни одно решение не работает само по себе: тут речь не столько об ошибках, сколько о таких ситуациях как рост нагрузки на систему.
Есть ли преимущества в этой модели типизации?
Идеальная модель - когда государство задает правила, описывает рамки. Причем желательно, чтоб эксперты и региональные служащие принимали участие в обсуждении этой рамки, они безусловно добавили бы своих идей. Если это не кулуарно, где-то там порешали, согласовали документы, вот, пожалуйста, знакомьтесь, типовое решение, делать будем вот так и никто не имеет права голоса, возможности заявить о своих предложениях.
Как вы считаете, с точки зрения единства процессов дополнительного образования спортподготовка и физкультура должны подчиняться какому-то общему цифровому порядку?
Да, должны. И это выражается в конкретных рисках. Мы столкнулись с недовольством родителей. Во-первых, родители не видят особой разницы между секциями и кружками, в которые они записывают детей, с точки зрения подведомственности. Мы все говорим про "одно окно", про жизненные ситуации, а здесь родителям этого самого единого окна не создаем. Для спортподготовки родитель записывает ребенка на тестирование через Госуслуги, а потом еще раз где-то в региональной системе. В образовательном сегменте весь цикл отрабатывается в навигаторе дополнительного образования, который есть во всех регионах, или на портале Госуслуг.
У тренерского состава тоже есть проблемы. Выполнение показателей по программам допобразования входит в показатели глав регионов. Тренеры в спортшколах вынуждены заполнять сначала данные в спортивной информационной системе, потом руками переносить все в систему допобразования.
Рядовые пользователи, родители, педагоги, директора учреждений были для нас постановщиками задач
Рядовые пользователи, родители, педагоги, директора учреждений были для нас постановщиками задач
Почему не удается настроить взаимодействие на программном уровне?
Конечно так можно сделать - это как раз вопрос качества цифровизации. Счетная палата недавно не зря озвучила выводы об эффективности цифровизации в отрасли и о том, что и как было сделано. Два года назад состоялось совместное совещание министерств просвещения и спорта.
На нем последовательно и четко был определен предмет и задача по интеграции. По итогам принято решение разработать методические рекомендации, согласовать их и довести до регионов. Процесс этот до сих пор не завершился. Нет утвержденной схемы и контроля ее соблюдения. Фактор - всегда человеческий: у каждой управленческой ошибки есть фамилия, имя, отчество.
Региональный и федеральный сегмент типового решения для допобразования, созданы в 2017 году за 36 млн руб., общая стоимость владения за 8 лет - около 127 млн руб.
Версия стандарта регионального ИТ-решения, который был представлен публике в сентябре 2025 года в Казани, не содержит условий по интеграции этого ИТ-решения с какими-либо еще системами. Правильно ли это?
Неправильно, конечно. В этом можно увидеть качество стандарта и его архитектуры, проработанность решения теми специалистами, которые его писали.
Возможно, это сделано намеренно?
Сложно сказать. Не исключено, что к этому придут позже, и тут мы с вами опять возвращаемся к вопросу - а кто оплатит этот новый функционал? Денег на это никто не закладывал изначально.
Кто бы ни управлял этими вопросами, им следует сначала разобраться в предмете. Для этого есть примеры успешной интеграции во многих регионах, причем между разными системами.
К примеру, в федеральной территории Сириус, Тульской области, Ямало-Ненецком автономном округе. Прекрасно все работает, и необходимость два раза заводить одни и те же данные в разные системы отсутствует.
Не полномочия надо передавать, а людей назначать правильных.
Не полномочия надо передавать, а людей назначать правильных.
Мы говорим о применении типового ИТ-решения для спорта. А в дополнительном образовании нет потребности в такой типизации?
Как раз именно в образовании уже с 2017 года все цифровизировано, и развитие пошло по правильному пути. Минпросвещения России подготовило стандарт, который назывался "Единые функциональные требования", и разослало его всем регионам. Пользователям доступен выбор - типовое решение или любое другое, но соответствующее стандарту. Никаких показателей, что в этом году у нас на серийном решении столько регионов, а в следующем - в два раза больше, не было. Министерству просвещения, по сути, абсолютно все равно, сколько регионов поставит типовое решение. Главное, что всех системы должны быть развернуты, и они работают, передают данные в федеральный сегмент.
Для сравнения: региональный и федеральный сегмент созданы в 2017 году Министерством просвещения РФ за 36 млн руб., а общая стоимость владения за восемь лет (первичная разработка, доработки и техническая поддержка) превысила 127 млн руб.
Типовое решение для допобразования содержит запись в секцию, авторизация происходит через ЕСИА, есть интеграция с формой на Едином портале госуслуг (ЕПГУ).
У каждой управленческой ошибки есть фамилия, имя, отчество.
Чем привлекателен продукт вашей компании для потребителей и какие у вас планы на будущее?
На самом деле, наше типовое решение получилось таким, что каких-то значительных доработок не пришлось делать. По мелочи улучшаем, конечно. Появляются дополнительные модули, но большая часть доработок входит в техническую поддержку.
Наш продукт создавался от потребности, а не от того, что мы решили делать какой-то функционал. Рядовые пользователи - родители, педагоги, директора учреждений были для нас постановщиками задач. Мы сразу обратились к пользователям, сразу делали для них удобно. И цифровизировали не наши представления, а те процессы, которые им важны сейчас. Продукт создавали изначально по принципу управления, основанного на данных.
Все данные у нас взаимоувязаны, их можно превратить в отчеты, можем "пройти" до любого параметра и посмотреть, что у нас там, допустим, с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Увидеть проблематику по отдельным направлениям, понять, где у нас лучшие педагоги, лучшие тренеры, и по каким метрикам.
Система содержит огромное количество внутренних механизмов, которые верифицируют информацию для корректного ввода. Проверка по СНИЛС, авторизация через ЕПГУ, обязательное подтверждение учетной записи ребенка.
Не так, как это работало в одной распространенной региональной информационной системе, где учетка заводилась только при личном посещении родителями спортшколы. Зачем нужна цифровая система, если все равно надо прийти в учреждение с кучей документов? Почему нельзя реализовать сценарий регистрации через те же Госуслуги, подтвердив учетную запись одним из доступных способов?
Из самого важного на повестке у любого разработчика - это интеграционные сценарии: нужно больше надежных взаимодействий и обмена данными с любыми системами, которые уже запущены, и теми, которые появятся завтра.
Именно такая тактика даст максимальный эффект, когда мы людей не нагружаем, а облегчаем им работу с помощью автоматизации.
Пример информационной панели, где собраны данные по количеству занимающихся по видам спорта и уровням подготовки
Пример информационной панели, где собраны данные по количеству занимающихся по видам спорта и уровням подготовки
Если развитие систем для дополнительного образования и спортподготовки пойдет параллельными треками, не создаст ли это сложностей для процессов гармонизации?
Эта проблема на самом деле есть. Эти разные треки фактически создают дополнительные сложности для людей вместо того, чтобы выстроить единый процесс, который будет удобен всем. Задачу по унификации в этом случае должно решать правительство. Расходящиеся векторы разработки и функционирования больших систем ни к чему хорошему не приведут.
Счетная палата дала по рукам Минспорту и все разработки могут перейти к другому ведомству …
Не полномочия надо передавать, а людей назначать правильных. Я никогда не поверю, что в России нет людей, которые понимают в цифровизации спорта. Уверен, что специалистов, которые способны достичь результата, в стране более чем достаточно.


