Вторая полоса "Зебры"
Ирина Глухова
© ComNews
25.03.2003
Оператор IP-телефонии "Зебра Телеком" подвел итоги второго года своей работы. За это время компания, по мнению ее руководства, заняла заметную долю рынка. Хотя конкуренты "Зебры" полагают, что до лидеров на рынке IP-телефонии оператору пока далеко. По информации ComNews.ru, оборот компании в 2002 г. составил около $ 7 млн. При этом общий объем российского рынка IP-телефонии в 2002 г., согласно исследованиям Boston Consulting Group (BCG), оценивается не более чем в $ 80 млн. То есть "Зебра Телеком" занимает около 10% рынка. Тем не менее, по информации менеджера по рекламе и связям с общественностью "Зебры Телеком" Екатерины Андреевой, оператор уже вышел на самоокупаемость при ежемесячном росте оборота в 10 - 15%.
"Зебра Телеком" появилась на рынке в феврале 2001 года. Сразу после объявления о начале предоставления услуг IP-телефонии и доступа в интернет она начала агрессивную маркетинговую кампанию, в которую были вложены сотни тысяч долларов. В компании уверены, что массированная реклама оправдала себя. "За последние полгода рост продаж карт "Зебра Телеком" увеличился в 1,5 раза, что свидетельствует об их росте популярности и об эффективности наших маркетинговых программ", - говорят в "Зебре". Однако оператор все же изменил стратегию - на смену агрессивному маркетингу на московском розничном рынке IP-телефонии пришла политика построения федеральной сети и "захват" корпоративных клиентов. Финансовой основой для развития этих направлений стало реинвестирование прибыли.
Штурм остальных российских регионов "Зебра" начала с Петербурга. На рынок Северной столицы оператор вышел летом 2002 г. А уже в октябре 2002 г. директор петербургского филиала "Зебры Телеком" Андрей Кузьмин говорил о том, что ежемесячный объем трафика в Петербурге превышает 400 тыс. минут. Для петербургского рынка, в целом, это было неплохо. Сегодня компания имеет в Северной столице более 1300 точек продаж. (Для сравнения, в Москве ее карты продаются в 4 тыс. магазинах).
Сейчас "Зебра Телеком" ориентируется как на розничный рынок, так и на корпоративные продажи. Партнеры компании работают в Центральном регионе, на юге России, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в странах ближнего зарубежья - в Азербайджане, Армении, Грузии, Киргизии и на Украине. В настоящее время федеральная сеть оператора объединяет 45 региональных партнеров. Партнеры "Зебры" бесплатно получают биллинговую систему. Кроме того, "Зебра Телеком" оказывает им помощь в выборе и настройке телекоммуникационного оборудования, а также необходимую консультационно-техническую поддержку. В 2003 г. "Зебра Телеком" планирует расширяться как за счет появления новых партнеров, так и за счет создания своих филиалов и дочерних компаний. Одновременно оператор намерен ввести роуминг IP-телефонии. Между Москвой и Петербургом он действует с осени 2002 г.
С января 2003 г. "Зебра Телеком" запустила в Москве в эксплуатацию собственную АТС, что позволило предоставлять корпоративным заказчикам, наряду с IP-телефонией и доступом в интернет, услуги традиционной телефонии, включая предоставление прямых московских телефонных номеров и организацию многоканальных телефонов. Подобный сервис скоро должен появиться и в Петербурге. Сейчас услугами компании пользуются более 250 корпоративных клиентов в Москве, более 150 в Петербурге, и 20 - в регионах России.
Как заявили репортеру ComNews.ru представители оператора, в 2003 году "Зебра Телеком" планирует добиться оборота в $12-14 млн.