Спорный тариф. Леонид Рейман грозит МТС проверками
21.09.2006
Министр информтехнологий и связи Леонид Рейман собирается проверить законность введения сотовым оператором МТС платы за входящие звонки на прямые мобильные номера. Похожие условия для абонентов разработал и "Мегафон".
Попытки операторов возместить свои убытки от введения в России принципа бесплатности входящих уже не первый раз встречают сопротивление регулятора. Вчера на Байкальском экономическом форуме в Иркутске министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что министерство изучит законность введения компанией МТС дополнительной платы за прямые мобильные номера.
Внимание министра привлекло недавнее сообщение МТС о введении платы за входящие звонки с городских телефонов на прямые номера оператора. "С 14 сентября 2006 г. стоимость услуг при входящем вызове с городской сети на ваш прямой московский номер приравнивается к тарифам на входящие вызовы с городских телефонов, действовавшим до 1 июля 2006 г.", - гласит новость на официальном сайте МТС. Таким образом, несмотря на вступление в силу принципа бесплатных входящих, для владельцев прямых номеров МТС тарифы на связь остались прежними.
Представители МТС парируют, что входящие звонки на всех тарифах МТС остаются бесплатными, в том числе и при использовании прямых номеров. А плата берется за переадресацию звонка на дополнительный федеральный номер: в связи с изменением законодательства такой "дубликат" присваивается всем владельцам прямых номеров. "Надо понять позицию МТС, которая будет брать плату за входящие на прямые номера как за переадресацию", - сообщил министр. Он подчеркнул, что, если законодательство не предусматривает взимания платы за входящие звонки, оператор не может ее брать.
Дополнительные деньги за прямые номера платят не только абоненты МТС. "Вымпелком" прибавил к абонентской плате $5, а МТС и "Мегафон" ввели плату за переадресацию. Пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева считает, что у министра нет к ее компании претензий, потому что 99% владельцев прямых номеров "Мегафона" пользуются безлимитными тарифами и для них сумма выплат не изменилась. Для оставшихся тарифов включено некое количество предоплаченных минут, компенсирующих затраты на переадресацию. Сколько платят абоненты за эту услугу, Белашева назвать отказалась. При внимательном взгляде на тарифную сетку МТС становится понятно, что все тарифы для прямых номеров (кроме безлимитных) также включают в себя предоплаченные минуты. "Странно, что за аналогичные действия преследованию подвергся лишь один оператор. Возможно, министр по каким-то причинам просто не заметил действия "Мегафона", - удивляется эксперт "Финама" Игорь Веретенников. "Мы детально не анализировали эту ситуацию, но на первый взгляд в действиях МТС нет нарушений", - говорит руководитель отдела по работе со СМИ "Вымпелкома" Юлия Остроухова. По мнению управляющего партнера юридической компании "Вегас-Лекс" Альберта Еганяна, МТС ввела плату за переадресацию законно. В договоре, по его словам, прописано, что оператор имеет право изменить условия в результате действий третьих лиц и форс-мажорных обстоятельств, к которым можно отнести и изменения в законодательстве. Аналитик МДМ-банка Елена Баженова уверена, что проблемы МТС возникли из-за неправильной формулировки новых условий: "Ее следует изменить, как это было сделано с платой за соединение".
На 1 сентября МТС обслуживала 69,4 млн абонентов в России и СНГ. Выручка за 2005 г. - $5,01 млрд, капитализация - $15,7 млрд. 52,8% акций МТС принадлежит АФК "Система", 46,7% - в свободном обращении.
ДОПЛАТА ЗА "ПРЯМОТУ"
По данным экспертов ИК "Финам", после введения платы за переадресацию вызовов с городских на мобильные номера в год 500 000 владельцев прямых номеров МТС заплатят $400 млн (при средней стоимости переадресации $0,2). "Вымпелком" получит со 150 000 "прямых" абонентов $9 млн в год. Сколько заплатят абоненты "Мегафона", подсчитать не удалось, поскольку в компании стоимость переадресации не называют.
За термином "переадресация" реально скрывается нарушение Закона, запрещающего брать плату за входящие звонки на мобильные телефоны. Принцип CPP - Calling Party Pays (платит звонящий) должен быть един для всех мобильных пользователей – и с федеральными и с прямыми номерами (495 и etc). Мобильный пользователь с прямым городским номером не должен анализировать звонят ему с мобильного или с городского или набрал ли звонящий номер без переадресации (985 и etc). К сожалению, владельцам прямых номеров теперь придется это делать, т.к. от этого будет зависеть платить им за входящий звонок или нет.Таким образом, прячась за "переадресацию" сотовый оператор фактически "отнимает" у пользователя прямой номер, заставляя его для перехода на принцип CPP представлять свой номер в качестве федерального (не 495ХХХХХХ, а 985ХХХХХХХ). А это уже не только нарушение принципа CPP, но и абонентского договора…Озабоченность сотовых операторов понятна - большой трафик на прямые городские номера с фиксированных телефонов, за который (как им кажется) как бы "никто не платит", но это не так - платит звонящий с городского, оплачивая абонплату или даже минуты разговора, если оператор коммерческий или звонок МГ/МН. А то, что перегружен стык сотового оператора с городской сетью, то, извините, - это не забота абонента – раньше надо было думать. Могли договориться с МГТС, ФСТ или в законе прописать, что, например, звонки на прямые номера мобильных операторов тарифицируются, как на федеральные – 1,5 руб./мин., а если такой технической возможности нет, то нельзя вводить принцип CPP до отмены прямых номеров у сотовых операторов. Короче, получилось "как всегда" – Начинали - веселились, посчитали - прослезились…