АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА, РБК DAILY
18.01.2007

Java-игры для мобильных телефонов в 2006 году принесли создателям и продавцам в России 45 млн долл. (11% от общего объема рынка мобильного контента). Но, как ожидают участники рынка и аналитики, к 2009 году их продажи увеличатся до 110 млн долл. В новом сезоне разработчики сделают ставку на эротику и игры по мотивам блокбастеров, провайдеры зарабатывают на таком контенте до 70 тыс. долл. за один удачный релиз.

По данным аналитической компании iKS-Consulting, в прошедшем году объем российского рынка мобильного контента достиг 408 млн долл. В 2006 году рынок мобильных развлечений, по оценке аналитиков, достиг 330 млн долл. Хотя рост оказался несколько ниже ожиданий (23% против ожидаемых 30), эксперты называют это настоящим прорывом. В 2005 году объем рынка вырос всего на 10% - с 300 млн до 330 млн долл., хотя в предыдущие годы он увеличивался в разы.

"Java-игры стали наиболее активно растущим сегментом рынка мобильного контента в России, их доля выросла с 3% в 2004 году до 9% в 2005-м и до 12% в 2006 году", - утверждает директор по продажам Java-продуктов компании Shamrock Games Надежда Анциферова.

С ней соглашается ведущий консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина, приводя немного другую оценку: "В 2006 году на мобильных играх удалось заработать 45 млн долл., - считает она. - Это приблизительно 11% всего рынка развлечений для сотовых сетей. К 2009 году объем этого сегмента может вырасти до 110 млн долл., в основном за счет многопользовательских игр". По подсчетам Надежды Анциферовой, в 2006 году объемы продаж игрового контента достигли 15 млн копий, хотя годом ранее эта цифра была ниже на треть.

По версии Play Mobile, самыми популярными играми прошлого года стали игры "Пираты Карибского моря-2", "Disney Тачки", Double Agent, Ice Age 2 и "Кто хочет стать миллионером-2". "Фактически лидерами продаж становятся игры по кинобрендам. Это связано как с популярностью фильмов, так и с активным продвижением брендовых игр", - полагает и управляющий директор компании PlayMobile Дмитрий Сергеев.

"Безоговорочными хитами прошлого года были игры "Остров разврата" и "Ледниковый период-2"", - говорит продукт-менеджер подразделения Java-игр компании i-Free Елена Кашицкая. По ее словам, игры уровня "Ледникового периода" продаются превосходно: объемы продаж могут достигать 30-50 тыс. копий в год, что приносит компании до 70 тыс. долл. "В продажах игр большую роль играет их название, например, игра "Дурак на раздевание" стала продаваться в три раза лучше, когда из ее названия выпала всего одна буква и она стала называться "Дура на раздевание"", - добавляет г-жа Кашицкая.

По мнению главы департамента по выпуску мобильных игр компании Nival Online Дмитрия Кочнева, в России успешной можно считать игру, которая в месяц продается на несколько десятков тысяч долларов. Впрочем, как уверяют создатели игр, сейчас качественная и популярная игра приносит авторам примерно вдвое меньше денег, чем пару лет назад. "Если раньше на успешной игре мы могли заработать 50-60 тыс. долл., то сейчас - не больше 20-30 тыс. долл.", - утверждает генеральный директор компании HeroCraft Павел Проконич. Создание одной высококачественной игры, как объясняет г-н Проконич, может стоить до 20 тыс. долл., а самые простые приложения обходятся авторам в 2-5 тыс. долл. "Но покупатели выбирают игру не за качество: наибольшей популярностью пользуются недорогие в создании игры эротического или порнографического содержания", - считает директор HeroCraft.