Игорь Цуканов, Ведомости
23.06.2008

C 1997 г., когда появилась "Евросеть", рынок изменился. Siemens, бывший лидер по продажам телефонов в России, свернул их выпуск, отказывается от трубок и Motorola. Но Чичваркин, владелец одной из крупнейших розничных сетей России, по-прежнему ходит по офису в красной майке и красных тренировочных штанах, пользуется сравнительно скромным Sony Ericsson w 810i (в "Евросети" стоит 8000 руб.) и уже почти три года не продает телефоны лидера рынка - финской Nokia, которая не принимает его условия партнерства. Чичваркин утверждает: его функция в компании - "вдохновлять" сотрудников. Впрочем, за полтора часа беседы с "Ведомостями" он дважды отлучался - "решать насущные вопросы".

- В 2005 г. крупнейшие ритейлеры начали сами ввозить телефоны в Россию. Что изменилось с тех пор на рынке?

- Самое губительное - рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти перераспределение трудовых ресурсов. Интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям - в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на сотрудника крайне низка.

Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам работать в рознице, - чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке. Нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах "Евросети"] около [института] Патриса Лумумбы, хотя они не бухали и хорошо работали.

Еще одна проблема - дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса - взятки и согласования.

- Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?

- Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью - затратами, арендой. Месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода "чернушников".

- Насколько? Ведь оценки серого рынка очень разные.

- На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане - 35%. В Питере тоже остается "серовоз" - трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для "серовоза" не будет, рынок станет легальным процентов на 97.

- У "Евросети" по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?

- Нет.

- Декабрьская смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?

- Теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.

- Но ваша угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на 1-м месте.

- В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя, если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем - по нескольку десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем (по оценке MForum Analitycs, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. - 28%, а на рынках стран СНГ - 25% с учетом серого ввоза и около 30% без его учета. - "Ведомости").

- "Евросеть" и другие дилерские сети несколько лет просили отменить пошлину. Почему комиссия услышала вас только сейчас?

- Мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину - и собрало в 2 раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.

Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При этом будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию.

- Насколько могут увеличиться сборы?

- Очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или Европе для человека может быть критичной. А если разница - $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.

В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% - на "Горбушке". Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и "чернушники" ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный шанхай.

- Какая доля в продажах трубок приходится на "Евросеть"?

- В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.

- А вчера, например, сколько телефонов продали?

- 35 500. Спрос хороший, но не так давно - весна была чудовищная. Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда - потребительские настроения сразу меняются, люди "приседают".

- Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев "Евросети" с МТС...

- МТС не будет нас покупать.

- Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контроль в "Евросети".

- Я не буду это комментировать.

- Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?

- Еще раз: я не буду говорить о том, чего нет.

- Сколько сейчас стоит "Евросеть"?

- У вас есть другие темы?

- Возможна ли, на ваш взгляд, в принципе в России продажа телефонов через операторов, как в Европе?

- Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.

- Независимая розница оказалась сильнее?

- Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.

- А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?

- Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.

- В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?

- На Западе он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь - из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.

- Вам лично iPhone нравится?

- Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но это очень достойная штука, которую надо бы продавать.

- А у вас какой телефон?

- Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю.

- Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей "Евросетью" держится на личной харизме Евгения Чичваркина?

- "Евросеть" держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное - на активных, улыбающихся людях.

- В таком случае как вы определите свою роль в "Евросети"?

- Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (Смеется.)

- В последнее время вы активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума "Россия-2020", предшествовавшего съезду "Единой России", записали предвыборный ролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум... Зачем?

- Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут - хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.

- А кто приглашает?

- Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.

- И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?

- Мыслями об элите. Или, лучше скажем, о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.

- Вы имеете в виду предпринимателей?

- Какая-то часть - предприниматели, какая-то - творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым.

- Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров "Евросети" и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты...

- Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.

- В прошлом году ИД "Коммерсантъ" издал вашу биографию. Вы ее читали?

- Читал, да.

- Понравилось?

- Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чуть ярче, чем она есть. [В книге] многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что они просто не соответствуют действительности.

- Вы тоже любите писать. Рассылаете письма сотрудникам "Евросети", блог завели. Правда, давно его не обновляли - почему?

- Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. (Улыбается.)

- Каков сейчас размер долга и его структура?

- Не хочу об этом говорить.

- Рентабельность "Евросети" по чистой прибыли - единицы процентов. Ее можно повысить?

- Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста, безусловно, есть.

- "Связной" запустил совместный с банком "КИТ финанс" проект потребительского кредитования. Вам не интересно сделать что-то похожее?

- Самим - нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и "Русского стандарта". Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети "Связной"], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.

- Может ли быть, что вы когда-нибудь займетесь каким-то новым проектом?

- Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает "Евросеть".

Штрихи к портрету

"Для тех, кому не стыдно обслуживать: Когда к вам приходят гости, вам же не стыдно сбегать на кухню и нарезать колбасу? Или шампанское налить? Вам за счастье обслужить покупателя - он дарит вам улыбку и з/п.
Для тех, кому стыдно обслуживать: Так как Советскому Союзу давно п...ц, поезжайте в Мьянму или Северную Корею. Всем гордым и независимым м...кам место в джунглях, пока желудок не прилипнет к позвоночнику".

"Слухи - инструмент естественного отбора. Если кто-то покидает компанию из-за веры в слухи, не удерживайте, может, там им будет хорошо. Верьте в реально существующие события, свидетелем которых вы лично являлись, информационным письмам компании и судите о людях по делам их - и будет вам счастье. Бонус-трек для любителей сказок: кризис на рынке сотовой связи - хитрый многоплановый ход "Евросети"; з/п будет все меньше и меньше, а скоро вообще не будет; мы объединяемся со "Связным" <...>, а сами продаемся <...> "Водафону", МТС, "Билайну". (Из писем Чичваркина сотрудникам "Евросети").

Биография

Родился 10 сентября 1974 г. в Москве. В 1996 г. окончил Государственную академию управления по специальности "экономика управления на автотранспорте"

1991 начал заниматься торговлей на рынке "Лужники", через несколько лет стал владельцем нескольких торговых точек

1996 работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов

1997 вместе с Тимуром Артемьевым организовал компанию "Евросеть"

11 миллионов сотовых телефонов продала "Евросеть" в 2007 г. в России. "Я мечтаю вовлечь одних россиян в обслуживание других россиян с искренней и честной улыбкой" .
 
Группа компаний "Евросеть" - сеть салонов сотовой связи. Объединяет 5150 точек продаж в России и других странах СНГ. Акционеры - Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев (по 50%). Оборот (2007 г.) - $5,61 млрд. Выручка в 2007 г. - $3,6 млрд.