Валерий Кодачигов, Ведомости
29.06.2010

Основной бизнес "НТВ-плюс" - телевещание и продажа рекламы. Но прибыль спутниковому оператору принесла чисто финансовая операция - продажа векселя на 2,7 млрд руб., полученного четыре года назад от дочерней NTV Plus B. V.

"НТВ-плюс" вернулась к прибыли - это следует из данных ее материнского холдинга "Газпром-медиа". Чистая прибыль оператора составила в прошлом году 707 млн руб. Годом ранее у компании был убыток, а в 2007 г. - прибыль, но почти в четыре раза меньшая (190 млн руб.).

Выручка "НТВ-плюс" в 2009 г. прибавила всего 4,5%, составив 7,85 млрд руб., причем доходы от основного бизнеса - обслуживания абонентов - снизились на 2% (до 5,65 млрд руб.), а от новых подключений - на 26,6% (до 107,8 млн руб.). Сотрудник пресс-службы "НТВ-плюс" связывает это с кризисом. Прибыль же компании принесли финансовые операции - продажа векселя на 2,7 млрд руб. и положительные курсовые разницы. О каком векселе идет речь и кто его приобрел, представители "НТВ-плюс" и "Газпром-медиа" объяснить не смогли.

Из материалов самого оператора следует, что вексель как раз на такую сумму был безвозмездно выдан "НТВ-плюс" ее голландской "дочкой" NTV Plus B. V. в конце 2006 г. Как раз тогда "НТВ-плюс" заключила договор об аренде каналов на спутнике международного консорциума Eutelsat W4, и сумма арендных платежей на срок до 2017 г. была определена в $89,4 млн (на дату утверждения договора советом директоров "НТВ-плюс" - 2,36 млрд руб.). Одновременно был утвержден и вексельный договор с NTV Plus сроком действия до конца июня 2009 г.

Почти на треть выросли доходы "НТВ-плюс" от размещения рекламы на телеканалах (до 936 млн руб.) и почти вдвое - от продажи телеканалов собственного производства (до 660,8 млн руб.). По мнению директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео интернешнл" Сергея Веселова, рост рекламных доходов "НТВ-плюс" сопоставим с ростом рекламных поступлений в сегменте кабельного и спутникового ТВ. Темпы роста высоки, поскольку доходы растут фактически с нуля, говорит Веселов: в условиях кризиса часть рекламодателей предпочла спутниковые и кабельные каналы эфирным. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рекламного рынка в спутниковом и эфирном сегменте в 2009 г. составил 1,5 млрд руб.

У других операторов платного ТВ, например у "Акадо" и "Комстар-ОТС", доходы от обслуживания существующих пользователей, наоборот, значительно выросли, говорят их представители. А вот рост рекламной выручки "НТВ-плюс" - явление для рынка нетипичное, считает гендиректор "ЭР-телеком холдинга" Андрей Семериков.

Дорогие зрители

3% зрителей платного ТВ в России составляла аудитория "НТВ-плюс" в начале 2010 г., по оценке iKS-Consulting. Всего платное ТВ смотрели 19 млн домохозяйств. Зато в деньгах рыночная доля "НТВ-плюс" превысила 20%.

ОАО "НТВ-плюс" - оператор спутникового телевидения. Акционер: "газпром-медиа" - 100%. Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка - 7,85 млрд руб., чистая прибыль - 707 млн руб.