Новости / декабрь 1999
«Санкт-Петебургский телепорт» повис на волоске губернатора (02.12.99)

Вчера истек официальный срок действия страховки по кредиту, на который компания «Санкт–Петебургский телепорт» намеревалась построить две первые в России береговые спутниковые станции системы INMARSAT. Если в ближайшие дни губернатор Петербурга Владимир Яковлев не предпримет решительных шагов, шансы на получение выгодного кредита, гарантом по которому выступает город, будут безвозвратно утеряны.

Строительство береговых спутниковых станций INMARSAT является одним из проектов компании «Санкт–Петебургский телепорт». В его рамках компания намеревалась приобрести оборудование INMARSAT у норвежской фирмы Nera, которая предложила поставить оборудование под кредит государственного кредитного института Норвегии Eksportfinans.

Eksportfinans был готов выдать кредит в размере $10,098 млн на 7 лет под 6,89% годовых, потребовав гарантий Петербурга. Еще в середине 1996 г. Владимир Яковлев подписал договор поручительства, а закрепил его местный закон «Об обеспечении исполнения обязательств по иностранному кредиту, привлекаемому с целью создания единого узла космической связи (телепорта)», принятый Законодательным собранием (ЗС) Петербурга в июне 1997 г.

В течение последующих двух лет шли аппаратные игры: документы по кредиту футболились из Минфина РФ в Центробанк, который, в свою очередь, переводил стрелки на Комитет финансов администрации Петербурга. Наконец, в апреле 1999 г., все необходимые разрешения были получены. К этому времени ситуация в России была иной, нежели в 1996 г., и Eksportfinans потребовал еще и страхования сделки. Риски по кредиту взялся застраховать Институт гарантий политических рисков Норвегии (GIEK), однако предложение было в силе лишь до 1 декабря 1999 г.
Для того, чтобы «процесс пошел» и кредит был все–таки выдан, требовался последний шаг: Комитет финансов администрации Петербурга должен был сообщить Минфину РФ номер валютного счета города (как поручителя). Однако городские чиновники испугались: из–за слабого знания финансовой науки им померещилось, что с городского счета не сегодня–завтра спишут $10,098 млн. Несмотря на то, что коммерческую состоятельность проекта телепорта подтверждают многочисленные расчеты и документы, Комитет финансов уперся. Такая позиция мгновенно нашла поддержку и в других комитетах городской администрации. Одни чиновники заявляют, что этот проект неинтересен городу и предлагают пустить зарезервированные в городском бюджете $10,098 на иные цели. Другие слуги народа предлагают и вовсе прикрыть проект; к последним, например, относится председатель контрольно–счетной палаты ЗС Петербурга Герман Шаляпин, в течение последних двух лет требующий отозвать поручительство города.

Александр Спиридонов, начальник Управления телекоммуникационного и информационного обеспечения Канцелярии губернатора Петербурга сообщил репортеру ComNews.ru, что в ближайшие дни представители различных комитетов администрации, в частности, Комитета финансов, Комитета по внешним связям и Комитета экономической политики должны сделать доклад губернатору Петербурга. От решения последнего будет зависеть, быть или не быть в Петербурге береговым спутниковым станциям INMARSAT.

Досье ComNews.ru

ЗАО «Санкт-Петербургский Телепорт» зарегистрировано в феврале 1992 г. Учредителями тогда выступили АООТ «Промышленно-инвестиционная компания систем связи «Отечество», Петербургская телефонная сеть (ПТС), «Санкт-Петербургский междугородный международный телефон» (СПб ММТ), ГП «Морсвязьспутник», НПО космического приборостроения, Балтийский банк и др. В 1998 г. ПТС заявила, что вложения в «СПб Телепорт» малоэффективны и продала свой пакет акций (10%). В том же году более 25% акций «СПб Телепорта» приобрела фирма «ТрансТелеКом», учрежденная управлениям 17 железных дорог России. Сейчас среди акционеров «СПб Телепорта» — «ТрансТелеКом», СПб ММТ, Государственное предприятие радиовещания (ГПР-2), Телерадиокомпания «Петербург-5-й канал», ГП «Морсвязьспутник» (10% акций).

Береговые спутниковые станции INMARSAT, которые собирается установить «Санкт–Петербургский Телепорт», будут работать на Атлантический и Индийский океанские регионы. Станции должны разместиться в пос. Жихарево (близ станции Назия) под Петербургом, на территории приемопередающего центра одного из акционеров компании — ГПР–2. Связь телепорта с Петербургом будет осуществляться по радиорелейной линии связи, ведущей на ул. Чапаева (там установлена мачта ГПР-2), а далее, по кабельным сетям, будет организован выход в сети ПТС, СПб ММТ и ЗАО «Раском» (акционер последней — Октябрьская железная дорога).