© ComNews
06.02.2003






Аналитики рынка сотовой связи обнародовали данные за январь 2003 г. Несмотря на то, что январь традиционно является одним из самых "сонных" месяцев с точки зрения подключений к мобильным сетям, российские сотовые операторы сообща нарастили свои абонентские базы за этот месяц на 1 049 000 человек. Такие данные приводит в своем отчете аналитическая компания Advanced Communications & Media (ACM-Consulting).

При этом на Москву приходится лишь треть новых подключений к российским сотовым сетям: в январе 2002 г. три основные столичных сети - "БиЛайн", "МегаФон" и МТС - подключили 333 600 абонентов. Доминирующие позиции в Москве занимают "Мобильные ТелеСистемы": по данным ACM-Consulting, на долю МТС в январе пришлось 48% всех столичных подключений. При этом "ВымпелКом" (сеть "БиЛайн") контролировал 37% новых подключений, а "Соник Дуо" (оператор московского сегмента сети "МегаФон") - 15%. Вместе с тем, "ВымпелКом" пока продолжает удерживать первенство по абсолютному количеству абонентов в Москве: по состоянию на 31 января 2003 г. он обслуживал 3 870 000 пользователей, МТС - 3 245 000, а "Соник Дуо" - 361 100.

За пределами Москвы, где в январе произошло около 66% новых подключений, позиции лидера сохраняет МТС. По данным ACM-Consulting, в январе МТС перешагнула рубеж 7 млн абонентов: к 31 января совокупная абонентская база этой компании достигла 7 050 000 человек. При этом "ВымпелКом" к этому же моменту обслуживал по всей России 5 605 000 человек, а "МегаФон" - 3 235 750 абонентов. Таким образом, совокупная абонентская база "большой тройки" к концу января достигла 15 890 750 человек, что составляет 83,4% всех пользователей сотовой связи в России. Конкурирующая консалтинговая компания J'son & Partners дает схожие цифры. По ее данным, к 31 января 2003 г. у МТС было 7 058 000 абонентов, у "ВымпелКома" - 5 620 000 пользователей, а "МегаФон" обслуживал 3 231 751 человек.

С каждым месяцем "большая тройка" подминает под себя все большую долю рынка. Это происходит, прежде всего, за счет покупок сторонних операторов со сложившимися абонентскими базами. Последней такой покупкой стало приобретение ставропольского оператора "СтавТелеСот" компанией "ВымпелКом" (см. новость ComNews.ru от 3 февраля 2003 года). Заплатив $38,4 млн, "ВымпелКом" получил 90% акций GSM-оператора с абонентской базой более 170 000 человек. Консолидированные данные "ВымпелКома" за январь уже включают абонентов "СтавТелеСота".

В целом к концу января на долю МТС приходилось 37% российских сотовых абонентов, "ВымпелКом" обслуживал 29% пользователей, а "МегаФон" - 17%. Оставшиеся 17% сотовых абонентов приходится на региональных операторов, крупнейшими из которых являются поволжский СМАРТС (570 000 абонентов по состоянию на 31 января 2003 г.), "Уралсвязьинформ" (471 600 абонентов), татарский "ТАИФ-Телеком" (296 375 абонентов) и "Нижегородская сотовая связь" (180 000). Все эти операторы работают в стандарте GSM, при этом данные по "Уралсвязьинформу" включают консолидированные данные не только по всем областям, но и по всем стандартам: помимо GSM эта компания имеет сети стандартов NMT-450, D-AMPS и CDMA-800.

В общей сложности к концу января 2003 г. в России было 19 050 000 абонентов сотовых сетей всех стандартов. Таким образом, в феврале российский рынок мобильной связи преодолеет рубеж в 20 млн абонентов. Несмотря на бурный рост "большой тройки", международная аналитическая компания Pyramid Research, освещающая в своих отчетах телекоммуникационные рынки более чем 80 стран, включила лишь МТС в пятерку сотовых операторов, "достойных пристального внимания в 2003 г.". Старший аналитик Pyramid Research Светлана Исаева заявила газете "Ведомости": "Мы хотели выделить тех операторов, которые много инвестируют и проводят наиболее агрессивную маркетинговую политику. Не преуменьшая заслуг "ВымпелКома", мы решили, что МТС - самый агрессивный оператор на этом рынке из всех трех национальных игроков".

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты