Редколонка / декабрь 2007
На поверку становись

Леонид Коник, COMNEWS
© ComNews
24.12.2007

Журналисты и пиарщики - как Инь и Ян, и их взаимоотношения четко подчиняются закону единства и борьбы противоположностей. И, что бы ни говорили работники пера о закрытости и медлительности пиарщиков, а сотрудники пресс-служб - об излишней любознательности и ретивости щелкоперов, одним без других не жить, как попугаям-неразлучникам.

В канун Нового года Издательская Группа (ИГ) ComNews решила выпустить рейтинг пиарщиков российских телекоммуникационных компаний. Почему под Новый год? Просто мы решили сделать подарок всем тем, с кем нам было комфортно и приятно работать весь этот год - им будет радостно увидеть себя в верхних строчках таблицы, да и их руководителям будет небезынтересно узнать о качестве пресс-службы в данной компании. Ну а тем немногочисленным пиарщикам, кто весь год футболил нас, не отзывался на мобильный телефон, обещал оперативные комментарии или информацию, а потом пропадал на несколько дней, сливал информацию конкурентам, нарушая принципы равноправного доступа, или попросту устраивали истерики и грозил судом по итогам вышедших у нас публикаций - тем этот рейтинг тоже будет своего рода подарком. Эдакой резиновой конфетой под елкой, под которой те, кто хорошо учились, нашли шоколадки и пряники. И их начальники, мы полагаем, не оставят без внимания подозрительно-низкие оценки подчиненных.

Разумеется, наш рейтинг субъективен. Но, строго говоря, - не более иных рейтингов. Ведь при его подготовке были опрошены сотрудники редакций четырех СМИ, которые издает ИГ ComNews: ежедневной интернет-газеты ComNews.ru, ежемесячного делового журнала "СТАНДАРТ" и двух ежегодников - "Энциклопедия связи" и "Кто есть кто в телекоммуникациях". В общей сложности анкеты заполнили 16 журналистов. Эти люди каждый день находятся в плотном контакте с пресс-службами телекоммуникационных компаний, регулирующих органов и финансовых институтов, и имеют полное моральное право высказывать мнение о комфортности работы с тем или иным коллегой в пресс-службе.

Каждому сотруднику пресс-службы каждый журналист ИГ ComNews выставлял оценки по 10-балльной шкале (от 1 до 10) по тринадцати критериям:

- "Информированность",
- "Способность адекватно изложить информацию",
- "Способность общаться в режиме on-line и по телефону",
- "Готовность обеспечить доступ к топ-менеджерам",
- "Готовность отыскать необходимую информацию",
- "Готовность помогать в подготовке новости, инициатором которой выступило СМИ, а не сама компания",
- "Неравнодушие к текстам, появляющимся по результатам сотрудничества",
- "Адекватное поведение при решении конфликтных ситуаций, возникающих по результатам публикаций",
- "Наличие у редакции ИГ ComNews мобильного телефона пресс-персоны, и ее готовность отвечать и общаться по мобильному",
- "Понимание специфики работы прессы и общение с журналистами на равных",
- "Скорость ответа",
- "Ответственность" (способность обещать перезвонить/узнать/написать/прочитать - и сделать),
- "Отсутствие настоятельных требований опубликовать материал по результатам мероприятия".

Мы сошлись в том, что эти критерии весьма полно описывают всю палитру взаимоотношений редакций наших СМИ и пресс-служб, и при этом являются достаточно объективными.

В нашем списке пиарщиков оказалось 108 человек. Принцип его составления был прост: каждый журналист ИГ ComNews сдал в общую копилку имена тех, с кем ему доводилось регулярно общаться в течение года (не менее 20 пиарщиков от каждого журналиста). Поэтому за бортом вполне могли оказаться сотрудники пресс-служб тех компаний, с которыми мы по разным причинам не взаимодействуем. Так что отсутствие кого-либо в нашем рейтинге вовсе не означает, что этот специалист плох - напротив, он может быть высоким профессионалом, просто у нас нет объективных данных, чтобы о нем судить.

Даже беглый взгляд на итоговую таблицу показывает, что мы взялись чохом рейтинговать и пресс-секретарей, и директоров по PR, и вице-президентов по внешним связям, и руководителей департаментов по связям с инвесторами и госорганами. И причина тут вовсе не в том, что нам чуждо чинопочитание, - дело в том, что мы собрали в единый список тех, кто является для нас интерфейсом в общении с компаниями-ньюсмейкерами, тех, к кому мы весь год обращались за уточнениями и комментариями, с просьбами об интервью и предоставлении различных цифр. При этом в рейтинг не вошли топ-менеджеры компаний или ассоциаций, которые часто и ярко комментируют события рынка, но для которых при этом связи с общественностью не являются основной профессиональной обязанностью. Мы, признаемся, любим этих менеджеров всем сердцем, но умом понимаем, что им есть чем заняться, помимо общения с прессой.

Есть в нашем рейтинге и те, кто в течение года сменил место работы, перейдя в другую компанию отрасли, а то и вовсе ушедшие из нее. Мы сочли корректным оставить этих людей в рейтинге, коль скоро он подводит итоги всего 2007 г. Может быть, на новом месте работы место в рейтинге ИГ ComNews сослужит этим специалистам по связям с общественностью хорошую службу (ну, или плохую - опять же: кто на что учился).

Мы - не истина в последней инстанции, да и не истина вовсе. Занимаясь много лет деловой журналистикой, мы в ИГ ComNews как никто другой знаем, что правды нет - есть мнения. Данный рейтинг - наше профессиональное, но частное мнение. Мы надеемся, что этот труд соберет множество откликов - прежде всего, критических. Это позволит нам провести тонкую настройку, чтобы в 2008 году выпустить рейтинг на качественно ином уровне.

С Новым 2008 г., дорогие пиарщики, наши уважаемые Инь, наши любимые противоположности! Встретимся в новом году, чтобы обрести еще больше единства! Ура!

Рейтинг представлен в двух вариантах (в формате Microsoft Exel) :

Вариант первый - пресс-персоны представлены в порядке, соответствующем месту в рейтинге (по убыванию, в соответствии со средним баллом по всем критериям)

Вариант второй - пресс-персоны расположены в алфавитном порядке.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Комментарии :
    Поправочка Москалева 25.12.07 14:22
    Всем привет!Спасибо за рейтинг - интересно было поизучать :-) Маленькая просьба - поправьте, плз, мою должность - PR-директор (а не пресс-секретарь).Спасибочки и с наступающим!!!!!Москалева Татьяна

    RE: Поправочка редакция 25.12.07 14:45
    Приносим свои извинения! Спасибо за поправочку, поправили!С наступающим!Всегда Ваша - редакция ComNews.ru

    RE: RE: Поправочка Москалева 25.12.07 22:53
    Спасибище!!!!Хорошего Нового года и удачи во всех проектах! :-)

    Проанализируем этот рейтинг;) Кирилл Ладыгин 25.12.07 14:56
    Конечно, рейтинг субъективный и в первую очередь, говорит об опрашиваемых журналистах Очень надеюсь, что коммент прочитает лично Леонид Коник, которого я глубоко уважаю за жизненную энергию и профессионализм (еще раз снимаю шляпу за великолепный материал о дальней связи, наверное, лучший материал в истории нашей прессы на эту тему), ему будет любопытно.Давайте внимательно посмотрим на две важные колонки: K и L. K - показатель неравнодушия пиарщика к тому, что пишет журналист, а L - "корректная" реакция на написанное. Термин "корректная" стоило бы расшифровать. Может быть нам, пиарщикам, нужно исправлять что-то в своем поведении?;) А может быть, журналистам просто не нравится, когда мы жалуемся их главреду на ту чушь, которую они иногда пишут, на нежелание согласовать цитаты, на то, что некоторые цитаты и вовсе выдумываются ими ради контекста? Определенно, речь идет именно об этом, ибо ничего другого я даже предположить на свой счет не могуОчевидно, что если журналист хорошо разбирается в теме, о которой пишет, то значения этих колонок будут для хорошего пиарщика одинаково большими. Т.е. пиарщик неравнодушный, но материал написан корректно, мнения участников рынка взвешенны, причины плохой или хорошей оценок изложены четко и они полностью соответствуют тому, что есть в реальности, а не явились плодом фантазии авторов, кознями конкурентов и неосведомленностью аналитиков. В такой ситуации, которая обычно наблюдается в изданиях типа "Коммерсант" и "Ведомости", реакция пиарщика всегда "корректная".Для плохого пиарщика:- K будет меньше L, т.е. пиарщику наплевать на написанное, и от журналистов он без ума (такая безусловная любовь, ну может просто личная расположенность?). И дело тут не в L, ибо очень хорошо когда люди дружат. Дело в K, пиарщик просто не имеет права быть равнодушным к своей работе,- К и L будут равны, но обе с малыми значениями. Т.е. пиарщику абсолютно все равно, что пишут о его компании, но журналистов он все равно "прессует" (видимо, для профилактики или для отчетности перед руководством, а может просто человек - неврастеник).Причем, в этом случае, можно даже прописать личностные характеристики пиарщика, а в случае хорошего знания системы подчинения в компании, даже прописать личностные характеристики и особенности управления того, кто над пиарщиком стоит в иерархии.Ведь, надеюсь, журналисты не думают, что пиарщик никому не подчиняется и все делает от себя лично?Но, если журналист плохо разбирается в теме, то для хорошего пиарщика, исключительно применительно к ComNews: - K всегда будет сильно больше L. Такова особенность самого ComNews, его отношение к подготовке материалов, поскольку по моим ощущением журналисты портала делают ставку не на объективность, а на скандальность. Не всегда прорабатывают материал досконально, много отсебятины, не имеющей ничего общего с рыночными реалиями, используют комментарии аналитиков сомнительного уровня осведомленности. Это бывает не всегда, но часто - уважаемый главред ComNews не даст соврать, тем более я никогда ничего не требую, он сам принимает решение о том, снять материал или внести в него исправления или не делать этого. Скажу честно, один раз в 2007 году я был неправ! Сколько раз был прав - говорить не буду, Леонид сам знаетДля плохого пиарщика, в этом случае K будет сильно ниже L. То есть пиарщику будет все равно, что там пишут о рынке и его компании, и при этом он реагирует на публикации, содержащие вопиющие ошибки, приятным для журналистов образом. Не возмущается, не требует опровержений, исправлений в материалах.Из всего этого рейтинга можно сделать старый и неоригинальный вывод - как не понимали журналисты разницы между своей профессией и профессией пиарщика, так и не понимают по сей день. По их мнению, пиарщик это "журналист наоборот". А это глубочайшее из заблуждений. Поэтому, врез со вступлением про инь и янь - не просто красивое словцо, а яркая иллюстрация этого самого заблужденияТем не менее, коллеги, спасибо за интересную аналитику, есть о чем подумать, над чем поработать. Всех с Новым Годом и Рождеством, теплого семейного очага, счастья, любви и радости!Ваш добрый друг,К. Ладыгин

    RE: Проанализируем этот рейтинг;) Алексей Рерих e-mail: pepix@comnews.ru25.12.07 15:31
    Кирилл, спасибо за взвешенную реакцию на рейтинг! Приятно, что хоть кого-то он подталкивает к размышлениям, а не просто вызывает желание покричать, "что это за рейтинг такой!!!".Спасибо, с наступающими праздниками,всегда Ваш,Алексей Рерих

    RE: Проанализируем этот рейтинг;) К.ю. 26.12.07 10:22
    Аффтору коммента на рабочем месте видимо не чем заняться, может вам пойти в журналисты?Тогда вы сможете свой рейтинг повысить хе-хе, и оценить труд ваших близких коллег.

    украинский рейтинг Сергей Горбачевский e-mail: s_gorbi@mail.ru25.12.07 16:41
    Коллеги!Насколько я знаю, у Вас есть представительство в Украине. Было бы любопытно проанализировать украинский рейтинг

    RE: украинский рейтинг Алексей Рерих 25.12.07 16:49
    Спасибо за внимание к рейтингу!У нас пока еще невелик опыт общения с украинскими пресс-персонами, но на будущий год (а, возможно, и раньше) мы обязательно напишем и об украинских коллегах российских телеком-пиарщиков!Спасибо еще раз, и хороших Вам праздников!

    RE: RE: украинский рейтинг Сергей Горбачевский e-mail: s_gorbi@mail.ru25.12.07 17:20
    Кстати говоря, к составлению рейтинга можно привлечь и коллег по цеху, а не только своих "внутренних" журналистов.Вам также хороших праздников!С уважениемгл. редактор www.pre-paid.com.uaГорбачевский Сергей

    RE: RE: RE: украинский рейтинг Татьяна Золотова 31.12.07 14:26
    Сергей, очень приятно, что заглядываете на наш портал!!!Всего хорошего Вам и Вашим коллегам в 2008 году

    спасибо! МегаВымпелТелеСкай 26.12.07 20:16
    нашлись всего три смелых человека, подписавших свои каменты.те, кто не побоялся ни зависти коллег, ни обид со стороны Комнуса.ребета, спасибо вам - в первую очередь за то, что высказали свое личное мнение.узнать его было полезно

    Пожалуйста:) Кирилл Ладыгин 27.12.07 10:08
    Мы вот вчера узким кругом пиарщиков за бокалом шампанского до часу ночи обсуждали этот рейтинг. Особенно порадовало, что Женя Колосова, по мнению журналистов Комньюза, менее осведомленный человек, чем ее подчиненные (!!!) или, например, г-н Рябов), против которого я лично ничего не имею.А бедный Умаров, гуру пиара? А Бойко, Осадчая, Потехина, Бабаев, Ясиновская.... словом, коллеги, рейтинг заставил улыбнутьсяМеня отдельно повеселил бал, содержащий десятые доли в колонке "Наличие у редакции сотового телефона пресс-персоны". Наверное, у редакции нет пары последних цифр моего номера, иначе не объяснишь) Только вот вопрос, как они мне звонят на него, причем все - от Коника до Капустиной?Вобщем, ребята, повеселили. Хотя сам по себе рейтинг имеет право на существование, надо лишь выбросить из него эмоциональную составляющую и поработать над здравым смыслом, тогда он станет обьективнее.

    RE: Пожалуйста:) Евгения Колосова 27.12.07 14:52
    Вчерашний вечер удался!И хотя потрепались на всякие разные темы, хитом вечера безусловно стал рейтинг. Я не буду очень вдаваться в подробности, один из основных, на мой взгляд, недостатков рейтинга - отсутствие градации между пресс-секретарями и сотрудниками пресс-служб и людьми которые определяют стратегию информационной политики. Очень повеселило, что Умаров и Бабаев менее "профессиональные" пиарщики нежели например, Ваня Задорожный Но в целом, спасибо за то что вы это сделали! П.С. Поправка - Гена Мухатдинов не пресс-секретарь Министерства, а сотрудник пресс-службы.

    RE: RE: Пожалуйста:) Алексей Рерих 27.12.07 17:45
    Евгения, спасибо за не низкую оценку нашей инициативы! Правда, спасибо!Одно только уточнение: это не рейтинг собственно профессионализма... это... это просто рейтинг... что ли комфортности в общении и результативности... мы нисколько не сомневаемся в профессионализме г-на Бабаева в области PR - ни на одну секунду. Но вот лично нам, как ежедневному изданию, проку от его профессионализма - никакого, ну, или почти никакого.Да, и спасибо за поправочку - обязательно исправим.Всей полноты Праздников Вам! И да продолжится наше плодотворное сотрудничество в Новом Году!Спасибо!

    RE: RE: Пожалуйста:) Костя 28.12.07 00:25
    да Умаров и Бабаев по сравнению с Ваней - дети!!!

    RE: Пожалуйста:) Алексей Рерих 27.12.07 17:31
    Кирилл, ну, там же написано ;-))) не только собственно наличие номера мобильного телефона, но и "готовность общаться" по мобильному. Согласитесь, такой совокупный критерий можно оценивать по шкале от 1 до 10 ;-)) И, заметьте, этот показатель у Вас весьма высок, за что мы Вам , кстати, очень благодарны, надеемся, что так будет и впредь ;-))

    Не сомневайтесь даже:)) Кирилл Ладыгин 28.12.07 14:03
    Я идейный сторонник телефонных комментов, все-таки сам был когда-то журом, все понимаю Но дробность цифры все равно не уразумею, ведь либо готов общаться, либо нетИ всеже, я убежден, для того, чтобы составить такой рейтинг грамотно, нужно понимать, зачем вообще нужен в компании пиарщик. Не зачем он нужен журналистам, а в принципе, для какой цели существует такой профессионал. Понимание этого, возможно, приведет к исключению из рейтинга некоторых показателей;))

    Всех с Новым Годом!!! Татьяна Золотова 31.12.07 14:22
    Коллеги, удачи в делах, солнца в семье)))