27.03.2002






Недавно Петербург посетил Владислав Мартынов, являющийся генеральным директором российского представительства датской компании Navision - одного из крупнейших в мире поставщиков ERP-решений (информационно-корпоративных систем). Репортеру ComNews.ru Александру Янкевичу удалось взять у него эксклюзивное интервью.

- Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее положение Navision в мировом масштабе.

- Компания создана в 1983 году. Сегодня она входит в число мировых лидеров по продаже ERP-решений: согласно информации исследовательской компании Gartner Group, по итогам 2000 года Navision заняла 5-е место в Европе среди производителей аналогичных систем, и вошла в первую мировую десятку. Причем в Европе среди производителей комплексных информационных систем среднего уровня Navision оказалась первой.
Navision выпускает два продукта. Это полнофункциональная система Navision Axapta и финансово-управленческая система Navision Attain. Navision Axapta предназначена для таких корпоративных клиентов как холдинги, фирмы с территориально-распределенными структурами, а также компании с многообразными бизнес-процессами и несколькими направлениями деятельности. Navision Attain разработана для небольших компаний и предприятий с типовыми бизнес-процессами.
Во всем мире продукцией Navision сегодня пользуются более 130 тыс. фирм.

 - Выход компании Navision на российский рынок: каким он был?

 - Сейчас Navision представлена в России 100% дочерним предприятием Navision CIS, генеральным директором которого я и работаю. Раньше все было по-другому. В России, как и во всем мире, продавались продукты компаний Navision и Damgaard. Дистрибьютором продуктов компании Navision в Восточной Европе и России являлась компания Maersk IT, а дистрибьютором Damgaard - Columbus IT Partner. Оба поставщика вели продажи через партнеров.
Вслед за объединением Navision и Damgaard и образованием международной корпорации, Navision последовало объединение сбытовых сетей. В России по результатам консолидации бизнеса была образована компания Navision CIS - эксклюзивный дистрибьютор решений Navision в странах СНГ. Международная корпорация Navision сохранила старую модель распространения решений, поэтому продажи и внедрения продуктов во всем мире ведут партнеры, имеющие статус Navision Solution Center.

- Как Вы оцениваете объем российского рынка ERP? Ваш вклад в его развитие?

- По нашим данным, объем рынка ERP-систем в России составил в 2001 году $110-120 млн. По сравнению с 2000 годом он вырос приблизительно на 25%. И это только стоимость проданных лицензий! В проектах стоимость услуг по внедрению и стоимость лицензий соотносятся как 1:1. Я думаю, что в текущем году рынок продемонстрирует 30%-ый рост, и его объем составит $160-170 млн.
В России систему Navision Axapta пользуются 70 клиентов, Navision Financials/Navision Attain - около 100. За последний год в России Navision Axapta была продана 60 заказчикам, что составило 8,2% от ее общемирового объема продаж. Это поставило Россию в число стран-лидеров по закупке данной системы.
Наши планы на 2002 год амбициозны: мы намерены увеличить долю Navision на российском ERP-рынке вдвое.

- В чем заключается специфика работы Navision в России?

- В Западной Европе и Америке использование ERP-системы является обычной практикой, стандартом ведения бизнеса - как счет в банке. Там не нужно никому рассказывать, зачем и почему предприятию нужна система управления.
В России пока ситуация другая, нужно убеждать, доказывать. Большинству предприятий для внедрения системы ERP необходимо модифицировать привычные бизнес-процессы, менять практику работы.
К тому же практика ведения бизнеса в России обусловлена большим количеством разнообразных нормативных актов, постоянно меняющимся законодательством.
Мы стараемся, чтобы наши клиенты получали новые версии систем Navision всего через три месяца после их международного выпуска, причем с учетом изменений российского законодательства и условий ведения бизнеса в России. К началу 2001 года, например, в наших системах был реализован механизм автоматического перехода на новый план счетов. Во исполнение требований всем известной главы 25 Налогового Кодекса РФ, радикально меняющей принципы налогового учета, мы подготовили специальный выпуск российских версий решений Navision .

- Ощутили ли Вы перелом в сознании российских компаний в отношении ERP-систем? Если да, то что на это повлияло?

- Могу отметить, что отношение российских руководителей к информационным корпоративным системам изменилось в положительную сторону. Во многом на это повлиял кризис 1998 года, когда резко обострилась конкуренция в условиях обвального уменьшения спроса. Под влиянием жесткой конкуренции, уменьшения маржи, многие поняли необходимость современных инструментов повышения эффективности бизнеса.
Те, кто до этого момента успел инвестировать в ERP-системы, получили конкретные конкурентные преимущества.
После кризиса емкость рынка ERP систем значительно выросла и продолжает расти до сих пор.

- Что будут требовать клиенты от поставщиков ERP-решений через год, два? И что вы сможете им предложить?

- Ранее 90% всех потенциальных клиентов были озабочены тем, чтобы автоматизировать внутренние процессы (back office), а электронная коммерция или SCM-менеджмент имели второстепенное значение. Теперь интерес к полнофункциональным ERP-системам, интегрированным с Интернет (электронная коммерция), с фронт-офисом (CRM), вырос многократно. Я думаю, будут востребованы решения, включающие корпоративный портал, CRM, Business Intelligence, web-сервисы. Продукты Navision уже сейчас позволяют решать эти задачи, и мы будем и дальше двигаться в этом направлении.

- Какие регионы России Вы считаете перспективными?

- В том числе, Северо-Запад. Местные компании входят в число крупнейших российских заказчиков. Среди них Электросвязь Ленинградской области ОАО "Ленсвязь", компания "Марвел".
Наши лучшие региональные партнеры также находятся в Петербурге. Например, компания "АНД Проджет" стала лучшим региональным Центром решений Navision по системе Navision Axapta.

- Какие отраслевые рынки приоритетны для Navision в России?

- Телекоммуникационные компании, пищевая промышленность, предприятия нефтегазовой отрасли, торговые сети и дистрибьюторы. В каждой из этих отраслей продукты Navision используют крупные и авторитетные компании. В области телекоммуникаций, помимо упомянутого решения для ОАО "Ленсвязь", могу привести пример украинского оператора сотовой связи "КиевСтар GSM".
Если говорить в целом, по итогам 2001 года наиболее быстрорастущим был средний рынок, а по видам деятельности приоритетными для нас оказались дистрибуция, обслуживание, производство.

- Насколько перспективен для вашей компании телекоммуникационный рынок в целом? Ведете ли вы какую-то работу с холдингом "Связьинвест" или Электросвязями, в него входящими?

- Хочу сразу обратить ваше внимание, что наша основная работа - делать успешной работу наших партнеров. Мы помогаем им решать задачи их заказчиков, при необходимости поддерживаем их проекты. Вопрос о заказчиках надо адресовать нашим партнерам.
Но, тем не менее, телекоммуникационный бизнес - это один из наиболее перспективных и быстроразвивающихся наших рынков. Оператор связи должен очень оперативно обрабатывать непрерывный поток информации, учитывать требования и состояние огромного количества клиентов, планировать масштабные инвестиции, оценивать перспективы их возврата и существующие риски. При этом телекоммуникационные операторы часто имеют распределенную структуру, а их рынок весьма конкурентен. Управление бизнесом в таких условиях требует большого объема сложных вычислений, основанных на достоверных сведениях.
Возможности систем управления по повышению эффективности бизнеса понятны руководству передовых предприятий связи. Поэтому наша работа с ними - в том числе и на уровне "Связьинвеста" - протекает открыто и конструктивно, как и со многими другими флагманами отраслей.