"Светец" повышает IQ телефонных сетей
08.10.2004
Ключевой продукт российской компании "Светец" - Интеллектуальная платформа (ИП) - имеет интересную историю, отражающую диалектику проникновения информационных технологий на телекоммуникационные сети России вообще и динамику бизнеса самой компании. Недавно появилась новая существенная веха этой истории: в августе фирма "Светец" стала первым отечественным разработчиком, получившим сертификат соответствия Мининформсвязи на оборудование связи, реализующее функции совмещенного узла коммутации и управления услугами - SSCP.
Теперь во всеобщем устремлении к NGN (Next Generation Network) на законных основаниях представлена и российская разработка. По словам генерального директора фирмы "Светец" Сергея Крестьянинова, сегодня все новые продукты создаются компанией в рамках развития единого комплекса предоставления услуг в структуре NGN, и SSCP является органичной частью этого комплекса. В интервью порталу ComNews.ru Сергей Крестьянинов делится своим видением рынка и его перспектив.
- Сергей, сертификат № ОС/1-Г-333 удостоверяет возможность использования SSCP "Светец" на телефонных сетях связи России для предоставления услуг интеллектуальной сети. Что конкретно дает эта возможность операторам?
- Новый аппаратно-программный комплекс "SSCP "Светец" предназначен для реализации услуг интеллектуальных сетей связи (ИСС) местного, регионального и федерального уровней с поддержкой протокола INAP-R. SSCP "Светец", в зависимости от конфигурации, может выполнять функции узла SSP/IP, узла SCP, а также устройства с объединенными функциями - SSCP. Выполняя функции SSP/IP, комплекс может использоваться с любыми коммутаторами, поддерживающими сигнализацию ОКС-7. Использование комплекса в качестве SCP позволит операторам расширить спектр услуг и, в том числе, предоставлять их по единой сервисной телефонной карте. SSCP "Светец" может быть интегрирован с оборудованием, ранее установленным у операторов, что позволяет значительно снизить стоимость дооснащения. Вообще, целью этой разработки было стремление дать возможность операторам максимально эффективно использовать уже находящиеся в эксплуатации интеллектуальные платформы. Очень важная особенность технологии, которую мы предлагаем, состоит в том, что оператор может начинать строить свои системы с малых решений, и при расширении ничего не терять. При этом сохраняется архитектура решений, соответствующая самым современным представлениям о развитии телефонных сетей. Эта архитектура оказалась органично адаптированной к структуре NGN. Уже в настоящее время мы проводим реальные работы по подключению к Softswitch'ам. Таким образом, наши решения позволяют предоставлять набор услуг интеллектуальной сети на существующей ТфОП и, одновременно, они уже подготовлены к перспективе перехода к NGN (поддерживаются протоколы SIP и H323).
- Года два-три назад бытовало мнение, что "малые платформы" разработки "Светца" операторы покупают за неимением средств на мощные классические ИП западных производителей. Сейчас взгляды изменились?
- Сегодня уже мало кто станет спорить, что "Светец" разрабатывает открытые телекоммуникационные платформы, которые в большой степени отвечают тенденциям будущего (в большей степени, чем многие другие консервативные решения), обеспечивают массовую обработку вызовов и ведут счет эмитированным сервисным телефонным картам на десятки миллионов. К настоящему времени ИП фирмы "Светец" установлены в 23 регионах России и в Казахстане; у нашей компании больше сотни крупных клиентов; количество инсталляций превышает 300, и на каждой инсталляции - крупная платформа. Среди наших клиентов - ОАО "Центральный Телеграф", Тюменский филиал ОАО "Уралсвязьинформ", Хабаровский филиал ОАО "Дальсвязь", ЗАО "ВестБалтТелеком", ЗАО "Северная Корона", ОАО "Казахтелеком" и многие другие компании. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что наши системы стали действительно массовыми для фиксированных сетей.
- То есть, можно сказать, что продукция фирмы ориентирована на рынок фиксированной связи?
- Эти системы универсальны - они применимы и к фиксированному, и к сотовому бизнесу. Большее представительство операторов фиксированной связи среди наших заказчиков связано с тем, что исторически мы работаем в основном именно с ними, хотя у нас есть инсталляции и в сотовых компаниях (где системы успешно работают). В сущности, системе не важно, какой способ доступа применяется - с простого ли телефона, с мобильного или с таксофона. Покупать, платить, делать переводы с телефона очень удобно - и операторы стремятся предоставить это удобство абонентам. А наши системы помогают технически обеспечить это стремление. Наш "конек" и наше достижение - единая сервисная телефонная карта. Единая карта поддерживает обычную телефонию, выходы с таксофонов; по ней можно позвонить по IP-телефонии, оплатить услуги сотовой и фиксированной связи, заказать себе "почтовый ящик" в системе речевой почты, установленной нашей фирмой; по этой же карточке можно получить услуги центра обработки вызовов. В регионах мы начинали с простых решений, потом происходило расширение платформ по функциональности, по мощности обслуживания: сначала по добавлению различных сервисов собственно карточного бизнеса, затем по добавлению дополнительных сервисов, которые могли предоставляться в сочетании с карточной платформой в самой причудливой интеграции. По сути, любой из каналов наших платформ путем доработки софта может быть использован для совершенно разных приложений. Поэтому развитие шло по накапливанию сервисов карточной платформы, по накапливанию сервисов дополнительных систем. И по наращиванию мощного платежного механизма. Наше ноу-хау - соединение платформы с банковскими системами. Это более высокая ступень использования карточки с PIN-кодом для общих платежей. Два года назад был выполнен проект платежной системы "Рапида", в этом году - запущена платежная система TelePay в Новосибирске. Я полагаю, что наша компания работает на стыке трех граней - операторской, провайдерской и платежной. И наши системы должны рассматриваться как средство взаимосвязи этих трех крупнейших секторов. Чтобы их строить, мы должны ориентироваться не только в телекоммуникационной сфере, но также в информационной и банковской областях. Базовые требования к софту, к аппаратно-программному комплексу таких систем - глубокая интеграция, гибкость, замыкание на платежный механизм. Это "трио" лежит в основе концептуальной архитектуры наших систем. И она, на наш взгляд, обеспечивает системам высокую востребованность на рынке: практически по всей России (и не только) ведется реальный бизнес. Не так давно "Светец" успешно завершил работы по поставке ИП для ОАО "Аэроком" в Москве. Установленный аппаратно-программный комплекс обеспечивает предоставление услуг местной, междугородной и международной связи по сервисным телефонным картам (СТК) как в автоматическом режиме (с помощью тонального набора), так и через оператора. Клиенты компании "Аэроком" получили возможность пополнения средств на счет карточки (что позволяет постоянно использовать один и тот же PIN-код) и перевода денежных средств с одной карты на другую, создания и редактирования профиля услуг.
- А если обратиться к ретроспективе? Это интересно, если учесть, что "Светец", работая на рынке немногим более 10 лет, стал крупным отечественным разработчиком и интегратором комплексных систем для поставщиков услуг.
- До того, как мы начали осваивать рынок связи, у компании уже имелся пятилетний опыт создания информационных систем для банков (это направление мы продолжаем поддерживать и сегодня). Только в 1993-1997 гг. мы установили более 50 информационных систем для различных российских банков. В 1997-98 гг. разработали систему "Телебанк" и реализовали крупный проект для "Инкомбанка" - банковский call-центр, который стал прообразом созданного впоследствии многофункционального центра обработки вызовов, установленного в различных телекоммуникационных компаниях и банках. А выход на телекоммуникационный рынок состоялся в 1997 г. Тогда ММТ (ныне - филиал ОАО "Ростелеком") поставил перед нами задачу: представить систему сервисных телефонных карт высокого уровня разработки с учетом российской специфики и обеспечить ей соответствующее гарантийное и послегарантийное сопровождение. Незадолго до этого ММТ закупил систему СТК зарубежного производства, и опыт ее эксплуатации не только показал перспективность использования телефонных карточек, но и выявил серьезные функционально-технические недостатки действовавшего варианта системы. Даже модифицированная, система эта не могла избавиться от существенных недостатков, связанных с ее изначальной архитектурой. Руководство ММТ сочло целесообразным обратиться к отечественной компании, способной разработать новую систему СТК. С задачей фирма успешно справилась - и так состоялось наше активное вхождение на телекоммуникационный рынок. Система "СТК-Диалог" для ММТ стала прототипом более мощных платформ, которые мы впоследствии создавали. Вначале платформа для ММТ опиралась на аналоговые линии. Тем не менее, уже тогда она обеспечивала биллинг в режиме реального времени, регулировку минимального времени соединения и другие важнейшие функции. В 1998 г. "Светец" разработал для того же заказчика, ММТ, территориально-распределенную систему СТК с функциями поддержки роуминга карт. Другой филиал ОАО "Ростелеком" - МнСРТ - выпустил на базе нашей ИП карту VISA Гута-банка, связанную с банковскими картами этого банка.
Развивая систему СТК, мы разработали и успешно реализовали концепцию мультисервисной интеллектуальной платформы для предоставления услуг интеллектуальной сети. Конечно, все набиралось многочисленным опытом. Сначала, когда в регионах поняли, что это направление перспективно, его развитие шло по экстенсивному пути. Появилась региональная карточка - поначалу простая телекоммуникационная. Потом она шаг за шагом "наполнялась" различными сервисами. Теперь платформа может поддерживать любые комбинации интеллектуальных услуг и сервисов, которые требуются операторам фиксированной и мобильной связи. Интеграция осуществляется на единой аппаратной базе, причем обеспечивается возможность постепенного ввода новых услуг в тестовом режиме и создания любых их комбинаций. Вообще, "Светец" постоянно вкладывает средства в новые разработки и совершенствует свою продуктовую линейку в соответствии с концепцией развития, подразумевающей расширение функциональных возможностей интегрированных решений путем использования открытых стандартов. Таким образом обеспечивается единый подход к процессу создания и конфигурирования услуг, возможность формирования единой отчетности по предоставленным услугам, поддержка единой схемы обслуживания и сопровождения оборудования. Наша система сегодня - это не только локальные узлы для организации связи на местных направлениях. Это распределенная структура в широком понимании, с распределенностью сервисов, эксплуатации, управления и поддержки технологических элементов, финансовых потоков между различными организациями, вовлеченными в процесс роуминга. Весь этот комплекс вопросов мы прорабатывали вместе с операторами. И мы благодарны многим-многим людям, сделавшим вклад в нашу платформу, благодаря чему она стала вполне конкурентоспособной.
- К слову, о конкуренции. В России "Светец" стал, можно сказать, миссионером в своей области. Вы первыми шли в регионы и проповедовали "интеллектуальные преимущества" для телефонных сетей, "пахали целину". Не досадно, что со временем появились конкуренты, и довольно успешные?
- Конкуренция - естественное явление для любого сегмента рынка, доказавшего свою привлекательность. Более того, наличие конкуренции, на мой взгляд, полезно, поскольку она заставляет все время быть "в тонусе". Мы, например, постоянно предлагаем новые решения, учитывающие тенденции развития телекоммуникаций - и успех приходит, причем не только на российском рынке.
- Как менялись приоритеты компании в зависимости от тенденций рынка?
- Мы должны самым чувствительным образом отслеживать эти тенденции, потому что компания существует и развивается в зависимости от того, насколько она востребована. Сегодня эта тенденция - платежные механизмы. Есть еще несколько тенденций, которые менее знакомы окружающему миру - но я пока не хотел бы о них распространяться.