Точка зрения / ноябрь 2004
Александр Григорьев, директор по развитию ЗАО "МедиаСети" (Unitline)

Наталья Хайтина
16.11.2004

В конце октября Александр Григорьев назначен на должность директора по развитию ЗАО "МедиаСети" (торговая марка Unitline). Компания "МедиаСети" планирует в течение двух лет построить сети широкополосного доступа на основе технологий Wi-Fi и WiMAX в 45 регионах России. Сеть в Петербурге уже запущена в коммерческую эксплуатацию. До конца 2004 г. завершится строительство сетей в 11 регионах страны.

- Когда создано петербургское отделение компании?
- Петербургское отделение как самостоятельное юридическое лицо еще не создано, построена радиосеть широкополосного доступа Unitline в Петербурге. Она сдана в коммерческую эксплуатацию и мы начинаем оказывать услуги, пока от лица московского офиса ЗАО "МедиаСети". Фактически, мой приход совпал с возможностью организации коммерческих продаж. Сейчас будем этим заниматься.

- У компании много региональных подразделений. Но Петербург стал первым городом, в котором создана сеть. Почему выбор пал именно на Петербург?
- Было несколько исторических причин. Те, кто начинал строительство сети, были из Петербурга. Петербург – второй крупный город в стране и в нем легче начать строительство, сформировать услуги, вывести их на рынок, чем в Москве. С другой стороны, это все равно крупный мегаполис со всей его спецификой. До конца года сети будут достроены еще в нескольких городах. И там тоже начнется коммерческая эксплуатация. Но Петербург, безусловно, будет первым. Это в некотором смысле модельная зона. И схема предоставления услуг, а также общие принципы развития всей сети Unitline будут в первую очередь обкатываться здесь.

- Сколько базовых станций построено сейчас в Петербурге?
- Проект предусматривает строительство 6 базовых станций. Сейчас реально построено 3, остальные заработают в ближайшее время. Однако могу сказать, что оборудование фирмы Raitec, которое мы используем, имеет достаточный радиус действия и мощность сигнала, чтобы уже сданными станции обеспечить покрытие всего города. Строительство остальных базовых станций связано, прежде всего, не с расширением зоны покрытия, а с увеличением общей производительности сети.

- Петербург вытянут по берегам Финского залива. И многие операторы, которые говорят о полном покрытии, не достают, например, до Курортного района.
- Мы делали расчет на то, что полностью покроем город, включая и Курортный район. Более того, одна из базовых станций, которая будет скоро сдана, расположена таким образом, чтобы обеспечить полное покрытие этого крайне перспективного района.

- Какова емкость одной базовой станции?
- Это сложный вопрос. Тяжело спрогнозировать, какой будет клиент, какой канал он будет заказывать, какова будет интенсивность использования. Но оборудование позволит получать на один сектор базовой станции до 54 Мбит/с.

- У вас уже работает сеть в Выборге. Есть ли планы расширять присутствие в Ленинградской области?
- Да. Нами уже разработан проект по построению сети Unitline в Кингисеппе. Но сначала необходимо получить опыт эксплуатации сети в области. Существует много проблем с магистральными каналами, чтобы связать эту сеть. Все же должно окупаться, в первую очередь. Поэтому сейчас мы действуем последовательно. Базовая сеть в Петербурге практически сдана, мы начинаем работать. Появится некоторый опыт эксплуатации, продаж, сформируется команда, можно будет с открытыми глазами заняться расширением зоны присутствия.

- Когда сдана выборгская сеть? Там уже пошли подключения?
- Да. Сеть сдана летом. И там уже есть несколько клиентов. В основном это корпоративные клиенты.

- На каких клиентов вы ориентируетесь? Корпоративных? Частных? На организации, устанавливающие точки коллективного доступа?
- Есть несколько сегментов, на которые мы ориентируемся. В значительной степени компания сейчас позиционируется как провайдер, оказывающий услуги по решению проблемы "последней мили". То есть мы готовы предоставлять услуги и для операторов связи. Опыт, которым я обладаю в этой области, показывает, что такая связка со сложившимися проводными операторами позволяет в большей степени сотрудничать, нежели конкурировать друг с другом. Каждый оператор сталкивался со случаем, когда невозможно быстро организовать проводной канал связи. Например, для того, чтобы проложить оптику, как правило, требуется несколько месяцев, тогда как мы можем в течение нескольких часов обеспечить канал производительностью до десятка Мбит/с. Другой пример – в случае объединенной корпоративной сети головные офисы требуют серьезных каналов, а периферийные офисы – каналы меньшей производительности. Тянуть к ним провода зачастую невыгодно никому. Здесь мы можем помочь, как собственнику этой сети, так и оператору, с которым у собственника уже сложились отношения. Мы рассчитываем также на установление тесных отношений с компаниями-системными интеграторами для участия в построении внутрикорпоративных сетей не только в рамках Петербурга и области, но и в масштабах России. Радиотехнологии  находятся на таком уровне, что по большому счету, клиент не должен ощущать разницу – пользуется ли он радио-, или проводным каналом. А производительность радиоканала может быть достаточно высокая, вплоть до десятков Mбит/с, поэтому мы готовы предоставлять свои услуги любым пользователям - от "продвинутых" пользователей и малых офисов  до крупных корпораций. Ну и, конечно, мы имеем существенное преимущество перед традиционными операторами в тех районах, где проводов совсем нет, или их прокладка требует неоправданных расходов. С другой стороны,  технология радиодоступа дешевле и надежнее, чем, например, спутниковые каналы связи.

- Насколько интересны ваши услуги частному пользователю?
- Что касается частных пользователей, которые заинтересованы в производительных каналах связи, то здесь есть пока некоторое ограничение. Существующее радиоборудование достаточно дорогое. Понятно, что мы не перекладываем на клиента стоимость абонентского устройства, а практически передаем его на ответственное хранение. На что тоже не каждый готов. Основная же стоимость первого взноса - это стоимость работ по монтажу, настройке радиооборудования и стоимость вспомогательных материалов, что в сумме может составлять примерно $500. Поэтому пока мы не ожидаем большого количества индивидуальных пользователей, желающих заказать у нас радиоканал, но вот домовые сети, коттеджные поселки – это клиенты, на которых мы можем рассчитывать сейчас. По поводу стоимости пользования каналами и трафиком я могу сказать лишь одно - рынок есть рынок. По какой бы цене мы не хотели продать, нам придется продавать доступ по рыночной цене.

- Какие компании заинтересованы в организации точек доступа в Интернет (хот-спотов) для своих клиентов? Гостиницы? Кафе?
- Я работаю в этой области уже два года, и мой опыт оказался менее оптимистичным, чем я думал. Кафе, наверняка, заинтересованы в точках доступа. В коммерческом смысле попытка организовать хот-спот и получить на этом большую прибыль пока не состоятельна – рынок еще не созрел. С другой стороны, очень многие кафе используют хот-споты в своих маркетинговых кампаниях. Хороший пример – программа "Яндекс Wi-Fi" в Москве и Петербурге. Кафе или ресторан вполне могут выиграть за счет того, что среди прочих услуг у них будет еще и Wi-Fi доступ, хотя бы потому, что это привлекает дополнительных клиентов. Услуги беспроводного доступа в гостиницах достаточно высокого класса,  насколько я знаю, приносят реальный доход – это удачный пример, хотя назвать такой доступ публичным можно с некоторой натяжкой. А вот успешных в коммерческом смысле зон публичного доступа я пока не знаю. Однако, технология быстро развивается, она уже на слуху. За последний год само понятие Wi-Fi из разговоров узких специалистов перешло на рекламные щиты и ролики ТВ. Когда мобильные компьютеры из предметов роскоши перейдут в разряд массовых продуктов, то и сама технология, и  услуги на ее основе приобретут массовый характер. Этому будет способствовать и появление наряду с услугой доступа дополнительных сервисов, таких, например, как доступ к музыкальным файлам, возможность обмениваться видео-файлами и т.п. И я полагаю, что сетевые сервисы через Wi-Fi будут востребованы намного раньше, чем сотовые операторы смогут предлагать их на базе своей инфраструктуры. Просто это будет намного дешевле и удобнее как в стадии организации, так и эксплуатации. Достаточно очевидно, что рост количества точек доступа должен со временем спровоцировать и взрывообразный спрос на услугу Wi-Fi. А пока не очень ясно, что в большей степени тормозит развитие услуги – отсутствие предложения или спроса.

- У вас есть в Петербурге свои хот-споты?
- Пока нет. Но безусловно, мы будем способствовать их появлению.

- Сейчас хот-споты практически во всех местах бесплатны для пользователей. Понятно, что "бесплатный сыр" скоро закончится и появится необходимость в платежных инструментах. Собираетесь ли вы заниматься карточками доступа, например?
- Пока нет, да и в перспективе, мне кажется, нет особого смысла оператору создавать свои платежные инструменты – пусть этим занимаются банки, либо специализирующиеся на сетевых расчетах фирмы. Мы готовы с ними сотрудничать.
 
- Какой ежемесячный доход абонента (ARPU) вы планируете?
- Обычно закладывается средняя сумма порядка $100-200 в месяц на абонентское устройство. Мы должны выйти на эту величину, хотя понятно, что со временем она будет уменьшаться. Одновременно мы собираемся расширять дополнительные сервисы, которые позволят как-то стабилизировать ARPU. Это IP-телефония, видео-конференции, видео по запросу, охранные системы, дистанционный мониторинг и т.п. Есть много услуг, которые мы запланировали, и много партнеров, которые готовы сотрудничать с нами по предложению оригинальных услуг.

- Существует ли проблема регистрации? Необходимо ли регистрировать точки доступа Wi-Fi?
- Да, безусловно. Процедура регистрации осталась, хотя и носит заявительный характер. Если компания открывает хот-спот, она должна оформить заявку в Радио-частотном центре (РЧЦ) на его регистрацию. В принципе, это правило,  за редким исключением, распространяется на любое радиочастотное средство, включая  ноутбук со встроенным Wi-Fi адаптером. Причем регистрация должна быть проведена применительно к конкретному месту его использования. Конечно, все понимают абсурдность этого положения. И с одной стороны, предпринимаются серьезные усилия по снятию этих ограничений, а с другой стороны, контролирующие органы смотрят на это сквозь пальцы, пока ...

- Представление о Wi-Fi у пользователя уже имеется. А насколько актуальна на сегодня технологии WiMAX?
- В случае с WiMAX, несмотря на то, что протокол уже принят и даже появились первые образцы, полной совместимости оборудования разных производителей (интероперабельности) в том виде, как она реализована в Wi-Fi, еще нет. В первом квартале 2005 г. анонсирован выпуск и массовое производство WiMAX-чипа. Клиентское устройство должно выпускаться разными производителями, большими тиражами и, соответственно, низкой стоимости, в перспективе, сопоставимой со стоимостью Wi-fi адаптеров. Это может сильно повлиять на продвижение WiMAX- технологии. Но пользователю, в конечном счете, неважно, как что называется и по какому протоколу он получил услугу.  Его интересует, в первую очередь, где и как он может получить необходимые услуги дешевле и комфортнее.
Смогут ли операторы предложить на основе WiMAX-протокола более удобный и недорогой сервис для клиента, чем, например, в хот-спотах, покажет время.

Однако, если до сих пор не наблюдается обвального спроса на услуги Wi-Fi, как впрочем и на услуги доступа по ADSL, то вряд ли стоит ожидать, что появление нового беспроводного  протокола в ближайшем будущем сможет кардинально изменить ситуацию на рынке широкополосного клиентского доступа. На то, чтобы WiMAX действительно смог продемонстрировать свои возможности, должно уйти как минимум несколько лет.
Похоже, сейчас никто из экспертов не может четко спрогнозировать, как будет складываться ситуация вокруг двух протоколов - Wi-Fi (802.11) и WiMAX(802.16) . Реально, WiMAX просто должен обеспечивать более широкую зону доступа и больше предназначен для применения снаружи (outdoor) чем Wi-Fi. В перспективе предполагается переход от фиксированного доступа к мобильному, например, в движущейся машине. Однако, заявленные километры, десятки мегабит в секунду, мне кажется, малореальны.

С другой стороны, серия протоколов Wi-Fi тоже развивается. Не исключено, что WiMAX еще очень долго будет занимать нишу для корпоративных пользователей, обеспечивая магистральные каналы доступа для тех же хот-спотов. Большинство индивидуальных пользователей вполне могут довольствоваться Wi-Fi зонами (indoor) дома, на работе, на вокзалах, в гостиницах и любимых местах досуга.

Ну а зоны беспроводного доступа на улицах для России, я думаю, не очень актуальны. Когда тепло и светит солнце, что  бывает не очень часто, а особенно в Питере, на свежем воздухе можно обойтись и без ноутбука. Но даже если прижмет, все равно неудобно, я проверял - нужно здорово покрутиться, чтобы разглядеть что-либо на экране.
Тем не менее, сказанное ничуть не умаляет значимости тех событий, которые разворачиваются сейчас вокруг аббревиатуры WiMAX.

Досье ComNews.ru

ЗАО "МедиаСети" (торговая марка Unitline) - новый российский оператор широкополосного радиодоступа, предоставляющий услуги передачи данных с использованием диапазона 5,9-6,4 ГГц на базе технологий Wi-Fi и WiMAX. До конца 2004 г. Unitline планирует запуск сетей широкополосного радиодоступа в 11 регионах страны. В ближайшей перспективе Unitline планирует построение территориальных сетей в 45 ключевых регионах РФ. "МедиаСети" - единственный оператор российского телекоммуникационного рынка, входящий в международную ассоциацию WiMAX Forum.

Александр Григорьев родился 5 сентября 1960 г. в городе Новороссийске. В 1982 г. окончил Ленинградский государственный университет (химический факультет, кафедра неорганической химии). С 1982 по 1992 г. работал в НИИ химии ЛГУ инженером, младшим научным сотрудником, ассистентом, старшим преподавателем, старшим научным сотрудником. С 1982 по 1990 г. являлся председателем совета молодых ученых ЛГУ. В 1993 г. стал директором Центра научно-технического творчества учащейся молодежи ЛГУ. В 1994 г. создал и возглавил компанию-оператора интернет-услуг "Дукс". На базе "Дукса" было создано первое в России интернет-кафе "Тетрис". В 2002-2004 гг. работал в ЗАО "Компьютерные сети" (ComSet) директором по маркетингу, затем исполнительным директором. В ComSet  занимался сетями беспроводного доступа. Участвовал в организации хот-спотов в Петербурге, в том числе первой в городе Wi-Fi зоны в кафе Blak&White (апрель 2002 г.). С октября 2004 г. - директор по развитию и региональный представитель в Петербурге и Ленинградской области ЗАО "МедиаСети".