Наталья Хайтина
04.04.2005




Александр Гоголь

Среди множества проектов технопарков в России есть только один, специализированный в области телекоммуникаций - проект Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича. Неудивительно, что Мининформсвязи и сам министр Леонид Рейман ревностно отстаивают проект головного отраслевого вуза. О шансах "Бонча" на создание собственного технопарка и о деталях проекта рассказывает ректор университета Александр Александрович Гоголь.

- Александр Александрович! Когда появилась идея создать технопарк на базе вашего университета?

- По инициативе министра Леонида Реймана, нашего выпускника, два года назад была создана рабочая группа для проработки этого вопроса. Сама идея технопарков существует на Западе уже полвека. В Америке порядка ста технопарков и IT-парков. Во Франции и Германии - по 80. И даже в такой стране, как Финляндия, их уже около двадцати. Так что, к сожалению, мы в России опять не идем впереди планеты всей. Ну что поделать, такая у нас страна.

- Что такое технопарк и что он должен в себя включать?

- Технопарк - это, прежде всего, зона для высокотехнологичного бизнеса. Мы живем в информационном обществе. Сложно себе представить, но через 20-30 лет 85% мировых денег будут сосредоточены в информационных отраслях. Если в качестве примера взять американский технопарк, то в нем, как правило, располагается базовый университет. Плюс сам IT-парк - комплекс зданий, где работают программисты, а также жилой городок, сервисные службы, зоны для отдыха и занятий спортом. Основной принцип - все должно быть вместе, человек не должен никуда ездить. Потому что информационные технологии - это наркотик, только белый. Программисты так устроены, что работают 24 часа в сутки. Поэтому они должны жить и работать в одном месте, отдыхать здесь, делать детей. Тогда будет результат.

- Сколько фирм должно быть сосредоточено в технопарке?

- Если отталкиваться от того же примера американского технопарка, то на 55 гектарах земли располагаются здания общей площадью 200 тыс. кв. метров. Количество компаний-арендаторов - 300, количество служащих - тоже 300. Годовой оборот такого технопарка - $1,5 млрд. Вот о чем идет речь.  Я был в очень многих технопарках мира. В Германии, например, в технопарке при Мюнхенском университете организовано производство светодиодов. Они обеспечивают четверть мировой потребности в особого вида светодиодах.  Надо сказать, что тот проект, который есть у нас, вполне соответствует мировым стандартам. Ну разве что площадь земли не 55, а 45 гектаров. Но там есть рядом проспект, ведущий из никуда в никуда. Может быть, получится его убрать, а это еще 7 гектаров.

- Где расположен этот участок земли? Когда Вам его выделили?

- Еще в 1964 году университету был выделен участок под застройку около станции метро "Улица Дыбенко". С одной стороны он ограничен улицей Дыбенко, с другой - проспектом Большевиков. С третьей стороны когда-нибудь будет построен участок кольцевой автодороги. Еще в советские времена мы возвели там университетский корпус площадью 24 тыс. кв. метров. Это огромное, холодное здание. Сейчас, в морозы, там утром +2 С. Ну как там лекции читать и как их слушать? Нужен капитальный ремонт. Также лет 10 назад были построены три жилых дома, в которых живут примерно 100 семей сотрудников университета. На нашем участке стоит разливочная станция "Ленэнерго", жуткий такой барак. Функционально он, конечно, нужен, но "Ленэнерго" не против, чтобы мы перенесли его на другое место. Так что если город даст добро, мы найдем лучшее применение для этого места.

- Какие уже сделаны шаги по продвижению проекта?

- Рабочая группа по IТ-паркам в Минсвязи была создана в июле 2003 года. В марте 2004-го заместитель министра Дмитрий Милованцев утвердил "Концепцию специализированного в области информационных технологий научного и технологического парка (IТ-парка) на базе СПб ГУТ им. проф. Бонч-Бруевича". Мы - ведомственный вуз, всегда были им и останемся. Но, наряду с поддержкой министерства, необходима и поддержка городских властей. Проект нашего технопарка одобрен в постановлении правительства Петербурга от 9 марта 2004 года "Об основных мероприятиях по развитию научной сферы, а также инновационной деятельности в науке и образовании Петербурга на 2004-2007 гг.".

- Разработан ли архитектурный проект?

- Предварительный рисунок проекта выполнила архитектурная мастерская "Петроград". Но мы объявим открытый конкурс на этот проект, так что вид комплекса может стать другим. В любом случае, здание IТ-парка будет рассчитано на 5 тыс. программистов. Здесь разместится гостиница, общежитие для студентов, бассейн, стадион для всех современных экстремальных видов спорта. То, что мы предлагаем, очень похоже на предложение китайцев - китайский квартал, который будет возведен в южной части города.

- Сколько стоит Ваш проект и сколько лет уйдет на его реализацию?

- Сотни миллионов долларов будет стоить только строительная часть. А еще оборудование. В целом, чтобы воплотить все, что задумано, потребуется порядка полумиллиарда долларов. Если финансирование будет идти потоком, то за год можно сделать полный проект. Китайцы такие кварталы строят за два года, мы в России - за четыре. Получается всего 4-5 лет.

- Насколько реально, что проект профинансируют?

- Я бы хотел, чтобы денег нам вообще не дали, но дали право распоряжаться землей. Тогда бы мы все это построили и еще вернули бы деньги государству. Но я думаю, что у нас все получится. Потому что заинтересован президент, заинтересован министр, есть поручение правительства об особых экономических зонах.

- Как Вы считаете, должны ли предоставляться IТ-паркам налоговые льготы?

- Китайцы - самая мудрая нация на земле, ну или, по крайней мере, самая многочисленная - уже все придумали. Должны быть налоговые льготы, таможенные льготы и ясная политика о земле. Если в законах, которые сейчас готовятся, эти три кита будут отражены, мы сможем привлечь значительный иностранный капитал. Я лично общался с десятками западных компаний. Они все готовы вкладывать в такие проекты.

- А существующие на рынке компании готовы переезжать в технопарки?

- У нас немного другая идея. Мы сами породим компании. Наиболее близкая модель внутренней конструкции IТ-парка здесь израильская, немцы тоже так делают. Она отличается тем, что внутри IТ-парка существует инкубатор. Зачем нужен базовый вуз? Да потому что студенты - это готовые кадры. И компании мы будем делать из студентов. Давать им на три года льготное финансирование. Я отношусь к молодым кадрам очень серьезно. Если им помочь на первых порах - они все придумают. Серое вещество ничего не стоит. Но из него рождается диск, который может стоить миллион рублей или миллион долларов. Офшорным программированием все сыты уже по горло. Нужно создавать собственные продукты. Путь от нищеты до богатства тут очень простой, очень понятный. В конце концов, самый богатый человек в мире, Билл Гейтс, заработал именно на этом. И если мы заработаем хотя бы вполовину от того, что заработал Гейтс, значит, проект удался.

- Сколько технопарков вместит Петербург?

- Под Хельсинки, например, пять технопарков, три из них - в районе аэропорта. Мне сложно сказать, сколько технопарков необходимо Петербургу, но я могу говорить о своей отрасли. По нашей оценке, через 5-7 лет потребность города в программистах в области телекоммуникаций будет порядка 20 тыс. человек. Готовя специалистов усиленными темпами и надув щеки, мы можем подготовить 10 тыс. Если наш технопарк вместит 5 тыс. человек, то придется строить еще три таких технопарка. И непонятно, кто будет готовить для них специалистов. В Китае это именно так и выглядит. Я был в Шанхае: там построили первую очередь технопарков в виде двух городских кварталов. И за два года получили от них прибыль. Сейчас рядом строится еще четыре таких квартала. И все они прекрасно работают.