Дмитрий Кромский, вице-президент компании "ВымпелКом" по развитию бизнеса в странах СНГ: "Мы всегда были и остаемся противниками ценовых войн и надеемся, что Tele2 будет играть по-честному"
Татьяна Золотова, COMNEWS
25.05.2010
![]() |
|
|
В этом году "ВымпелКом" намерен сосредоточиться на развитии услуг по технологии FTTB в тех странах СНГ, где работают его "дочки". Но и о других технологиях и стандартах связи оператор не намерен забывать. О том, как развивается бизнес "Билайн" в странах СНГ ComNews рассказал вице-президент "ВымпелКома" по развитию бизнеса в странах СНГ Дмитрий Кромский.
- Дмитрий, расскажите о планах "ВымпелКома" по развитию в странах СНГ и в Грузии в 2010 г.?
- Помимо Грузии мы уже присутствуем в пяти странах СНГ (Украина, Армения, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан). Также мы оказываем консультационные услуги нашим партнерам в Киргизии. Для каждой из стран СНГ и Грузии у "ВымпелКома" выработана своя стратегия развития. Все они направлены на увеличение рыночной доли как на массовом и корпоративном рынках, так и в области широкополосного доступа в Интернет (ШПД), который сейчас является для нас зоной особого внимания как перспектива для дальнейшего роста компании.
В Казахстане, где под брендом Beeline работает "Кар-Тел", мы активно развиваем мобильный и фиксированный Интернет (помимо "Кар-Тел" услуги связи "ВымпелКома" в Казахстане предоставляет "СА-Телком", принадлежащий "Голден Телекому", который "ВымпелКом" приобрел в феврале 2008 г., - прим. ComNews). Правда, пока на основе технологии 2G, так как лицензий на предоставление услуг третьего поколения (3G) пока нет ни у одного оператора, работающего на территории республики. Услугу фиксированного Интернета по технологии FTTB (fiber to the building – "волокно до здания") мы запустили в крупнейшем казахстанском городе Алма-Ата весной 2009 г. Сейчас уже подключены более 1,3 тыс. домов. Также будем выходить с услугой в другие крупные города республики, где есть собственные магистральные оптоволоконные линии связи, а именно в столицу республики Астану и в два города центрального Казахстана - Караганду и Жезказган. Возможно, до конца года мы расширим планы по количеству городов, где планируется запуск услуги фиксированного Интернета по технологии FTTB. В 2009 г. наши инвестиции в Казахстане составили $43,8 млн.
- Хорошо, а что сейчас происходит у "ВымпелКома" на Украине?
- На Украине на данный момент особое внимание уделяется развитию фиксированной связи, конвергентным услугам для корпоративных клиентов. Основной приоритет - расширение услуги по технологии FTTB. По последним данным аналитиков, на Украине "ВымпелКом" (представлен "Украинскими радиосистемами" и "Голден Телеком Украина". В 2009 г. "Голден Телеком Украина" присоединился к УРС – прим. ComNews) входит в тройку крупнейших провайдеров по технологии FTTB. Возможность подключения к Интернету по этой технологии от Beeline доступна для 1,2 млн украинских домохозяйств. Сейчас мы предоставляем доступ в Интернет по этой технологии в 15 городах Украины.
- А в Средней Азии?
- В Узбекистане рынок мобильной связи еще не достиг насыщения. В стране проживает еще достаточно много тех, кто не пользуется этим видом коммуникаций, поэтому перспективы для роста в сотовом сегменте еще есть. В Узбекистане мы также активно развиваем широкополосный доступ по технологии FTTB (услуги связи в республике предоставляют сотовый оператор Unitel и фиксированный оператор, принадлежащий "Голден Телеком" - Buzton. С марта 2009 г. Unitel и Buzton работают под брендом "Билайн Бизнес" – прим. ComNews). В июне 2009 г. узбекский "Билайн" завершил строительство оптоволоконной сети FTTB в городе Зарафшане, весной 2010 г. – строительство сети FTTB в Учкудуке. До конца года мы планируем выйти в Навои и Самарканд (все эти города находятся в центральной части республики – в Навоийской и Самаркандской областях, – прим. ComNews).
В Таджикистане рынок также еще не насыщен, поэтому "ВымпелКом" (в стране его представляет "Таком") в ближайшее время будет концентрироваться на росте абонентской базы как в сети 2G, так и в сети 3G (услуги третьего поколения "Таком" запустил в сентябре 2006 г., - прим. ComNews). На конец 2009 г. "Таком" обслуживал 743 тыс. абонентов мобильной связи, годом ранее – 625 тыс.
- Вы же активно присутствуете и на Кавказе, в частности, в Армении…
- В связи с выходом на армянский рынок в ноябре 2009 г. третьего оператора (FTA Telecom, бренд Orange Armenia, - прим. ComNews) "АрменТелу", работающему под брендом Beeline, предстоит решать задачи сохранения и роста абонентской базы в мобильном сегменте и дальше укреплять позиции в предоставлении услуги доступа в Интернет. В 2010 г. "Арментел" намерен также вывести услуги третьего поколения в новые города. Сеть 3G мы запустили в сентябре 2008 г. Сейчас услуга доступна в трех крупнейших городах Армении - Ереване, Гюмри (регион Ширак), Ванадзоре (регион Лори), а также в городах Абовян (регион Котайк) и Эчмиадзин (регион Армавир).
- А в Грузии как обстоят дела?
- В Грузии наша дочерняя компания "Мобител" является третьим по выручке и абонентской базе оператором. Мы начали работать в этой стране в 2007 г. Сейчас занимаем около 10% рынка сотовой связи.
В Грузии у операторов всегда были традиционно высокие тарифы, но после нашего прихода ситуация несколько изменилась: мы предложили сегментированный подход в выводе тарифных предложений. В апреле конкуренты (мобильные компании Magticom и "дочка" TeliaSonera - Geocell) вывели на рынок несколько тарифных предложений, скорректировав свои цены. Соответственно, обострилась конкуренция и началась достаточно серьезная борьба за клиента.
- Каков объем запланированных инвестиций в СНГ на этот год? На что и в каких странах будут направлены средства?
- По географическому распределению "ВымпелКом" не комментирует цифры по инвестициям. Мы говорим о том, что в этом году на страны СНГ и Грузию будем направлять инвестиции в среднем в таком же процентном соотношении, как и вся группа компаний "ВымпелКом". То есть от 15% до 20% от выручки. За 2009 г. мы инвестировали примерно $127 млн. В 2010 г. общие инвестиции будут увеличены.
- Планирует ли "ВымпелКом" продолжать поглощения на рынках СНГ и в Грузии? Если покупки планируются, то предпочтительнее поглощение крупных игроков или небольших компаний?
- Стратегию M&A ГК "ВымпелКом" теперь будет определять VimpelCom Ltd.
Страны СНГ всегда были приоритетными для нас регионами. Выход на тот или иной рынок какой-либо из стран СНГ зависит от того, какова экономическая ситуация в регионе, есть ли достаточный частотный ресурс в стране и насколько привлекателен рынок с точки зрения проникновения сотовой связи. Всегда тяжело выходить на рынок, где этот показатель уже перевалил за 100%. К примеру, для выхода в Казахстан (в сентябре 2004 г., - прим. ComNews) мы выбрали самое удачное время. Проникновение мобильной связи в республике составляло 19,8%. Примерно такая же ситуация была и в других странах – Узбекистане, Таджикистане.
Я не хотел бы утверждать, что высокий уровень проникновения услуг становится барьером для выхода на данный рынок. Необходимо оценивать потенциал роста экономики, рост ВВП. Также важно учитывать, насколько заявленное проникновение является реальным. Как правило, то, что говорят операторы, стоит умножать на коэффициент по разным оценкам от 0,7 до 0,8, чтобы получить реальное проникновение услуги в стране, так как большинство операторов показывает в своей отчетности зарегистрированную абонентскую базу, а не активную.
- Есть ли какие-нибудь особенности у телекоммуникационных рынков в странах СНГ и Грузии, по сравнению с Россией, с которыми столкнулся "ВымпелКом"?
- Все рынки разные, в каждом есть свои особенности в сравнении с Россией. Например, в Казахстане мы являемся доминирующим оператором и достаточно жестко регулируемся, как и наш конкурент – принадлежащий TeliaSonera и национальному оператору фиксированной связи "Казахтелеком" - "GSM Казахстан" (торговые марки K'cell и Activ). Третий наш соперник - Tele2 (в декабре 2009 г. приобрел мажоритарный пакет акций третьего GSM-оператора Казахстана "Мобайл Телеком Сервис", бренд Neo, - прим. ComNews) - не регулируемый оператор и ему будет проще здесь работать. Существующая в Казахстане, как и в Узбекистане, регуляторная политика накладывает отпечаток на то, как операторы работают на этих рынках. Но, тем не менее, нам удалось первыми в Казахстане снять так называемый барьер интерконнекта, когда мы вывели несколько предложений, позволяющих абонентам звонить на любые сети по оптимальной цене.
Казахстан отличается также обширной территорией и очень низкой плотностью населения (примерно 5,5 человек на кв. км). Покрыв 25% территории, мы охватываем порядка 85% населения в республике. При этом есть лицензионные обязательства, которые заставляют операторов покрывать все федеральные трассы. А учитывая большую протяженность этой трассы, получается, что мы несем несколько большие капитальные затраты на одного абонента, чем в России, где плотность населения достаточно высокая.
Украинская особенность телекоммуникационного рынка заключается в том, что здесь на массовом рынке нет персонализации абонента, то есть sim-карты можно продавать где угодно и кому угодно. В то же время в Казахстане и Узбекистане необходимо обязательно предъявить удостоверение личности. В Армении у нас под регулирование попадает фиксированный бизнес "Арментела". Таджикистан отличается сезонной миграцией населения. Для этой страны очень важно предлагать интересные международные тарифы.
В Грузии, до того как мы начали там работать, не было такого понятия, как тарифная линейка. У операторов было по одному основному тарифу, который и продавался в салонах. Мы стали первопроходцами, применив сегментированный подход, научили рынок быть более гибким по отношению к своим абонентам. Еще интересный момент - в Грузии были очень популярны "красивые номера" - у кого номера красивее, тот больше и продавал.
Во всех странах, где работает "ВымпелКом", мы перестаем учитывать абонента в активной базе после трехмесячного молчания. А на рынке Узбекистана, например, исторически выработана такая политика, что после двух месяцев абонент уходил в отток. Это связано с существенной платой за номерную емкость. Операторы просто не могут себе позволить долго хранить в базе молчащих абонентов. Однако в отчетности мы используем, как и в других странах, трехмесячную активную базу.
В Таджикистане иногда очень трудно зимой добраться до базовой станции, которая, к примеру, вышла из строя. В этой стране мы оборудовали наши основные узловые станции дизель-генераторами, которые включаются, если пропадает электричество. Заодно этот генератор обеспечивает электричеством близлежащие социальные объекты, т.е. параллельно мы реализуем и социально-значимые проекты.
- Дмитрий, давайте вернемся к Tele2. В марте 2010 г. шведский холдинг Tele2 AB закрыл сделку по покупке 51% акций "Мобайл Телеком Сервис" (бренд Neo), заплатив продавцу около $77 млн. Не боитесь конкуренции с Tele2 в Казахстане? Почему сами не стали участвовать в тендере на покупку части акций, принадлежащих "Казахтелекому"?
- По разным оценкам аналитиков, Tele2 заплатил больше, чем стоит актив. Tele2, по сути, заплатил за выход на рынок Казахстана, а мы там уже присутствуем.
Что-то кардинально менять в нашей работе в Казахстане мы не планируем, так как мы уже хорошо зарекомендовали себя на массовом рынке. А Tele2 как раз ориентируется на этот сегмент. Безусловно, мы будем готовиться к выходу нового игрока, продумывать новые маркетинговые предложения для рынка. Не только для того, чтобы защитить свою абонентскую базу, но и чтобы в конкурентной борьбе за массового потребителя быть победителем. У кого будет в итоге отъедать базу Tele2, пока сложно сказать. Может у нас, может, по большей части, у "GSM Казахстан".
Мы всегда были и остаемся противниками ценовых войн и надеемся, что Tele2 будет играть по-честному. К тому же в Казахстане достаточно сложно играть в демпинг – там самая высокая среди всех стран СНГ цена интерконнекта.
- Осенью 2009 г. Агентство по информатизации и связи Казахстана выдало "Кар-Телу" разрешение на создание демонстрационных зон связи стандарта 4G по технологии LTE. В апреле 2010 г. "ВымпелКом" развернул демонстрационные зоны в двух крупнейших городах страны: столице Астане и Алма-Ате. Планируются ли аналогичные тестовые работы сетей LTE в других странах СНГ или в Грузии?
- В Казахстане нам была выделена определенная полоса частот в диапазоне 700 МГц для тестирования LTE внутри зданий, при условии, что мы не будем создавать помехи для гражданских объектов связи или для военных. Выданные для демонстрационных зон частоты остаются у "ВымпелКома". Мы надеемся, что Минсвязи Казахстана в ближайшее время выделит тестовые зоны для работы вне зданий для сотовых операторов в республике.
Мы анализируем возможности запуска LTE и в ряде других стран СНГ. Если регуляторы будут выдавать аналогичные разрешения на строительство фрагментов outdoor-сетей по этой технологии, то мы готовы разворачивать тестовые зоны в любой стране.
- По другим странам тоже идут переговоры, но Казахстан отреагировал первым?
- Да. Во-первых, в Казахстане инициативу нашей компании по развертыванию тестовой зоны LTE поддержал уполномоченный орган в области связи Казахстана. Во-вторых, возможность использования более низких частот дает LTE преимущество с точки зрения эффективности покрытия, что является определяющим фактором для стран с большой территорией. Не уверен, что везде этот диапазон свободен. Также по LTE актуальна другая проблема – это отсутствие широкой линейки девайсов (модемов, телефонов и т.д.). Я думаю, что в течение года-полутора такой выбор уже появится.
- Дмитрий, как Вы считаете, где и какие стандарты связи целесообразно внедрять?
- Уверен, что 3G остается востребованной и перспективной технологией, потому что мобильный Интернет растет более чем на 100% в год (по количеству пользователей, трафику и т.д.). Поэтому целесообразно сети третьего поколения строить во всех странах СНГ. Другое дело, что не везде есть возможность для этого. Так, на Украине, в Грузии у нас нет лицензии на 3G. В Казахстане тоже, но надеемся, что в этом году мы ее получим. Регулятор уже озвучил цены по выкупу лицензии, но пока операторы не согласны с планируемыми ежегодными счетами за пользование частот на 3G. Мы ведем переговоры с казахстанским регулятором, чтобы определять плату за эти частоты как за широкополосный доступ в Интернет, потому что, в основном, в сети третьего поколения абоненты пользуются именно мобильным Интернетом, и в меньшей степени голосовыми сервисами. Это позволит снизить затраты в разы и повысить инвестиционную привлекательность проекта. Если мы договоримся с регулятором, то будем готовы приобрести лицензию.
- Процедуру объединения "ВымпелКома" и "Голден Телекома" в России на уровне юридических лиц планируется завершить в 2010 г. А когда процесс слияния будет завершен в странах СНГ? На Украине, к примеру, пока реализована только техническая интеграция двух компаний: "УРС" и "Голден Телеком Украина". Также еще не завершена интеграция узбекских Unitel и Buzton.
- По Украине, если говорить про юридическую интеграцию, это процесс достаточно долгий в связи с особенностями местного законодательства. Но с точки зрения интеграции организационной и технической, мы провели ее достаточно успешно. Там работает единая команда. Сейчас абонент получает два разных счета, но, тем не менее, имеет дело с одним и тем же оператором.
Какие мы получили от этой интеграции преимущества? Во-первых, сокращение издержек, в частности, за счет взаимной аренды каналов и оптимального пропуска трафика, во-вторых, сократилось время принятия решения, улучшились стандарты обслуживания клиентов, быстрее стали выводиться продукты на рынок. При интеграции в России наша компания использовала украинский опыт.
В Узбекистане и Казахстане мы уже завершили первый этап интеграции. У нас единая структура, нет разделения на мобильный и фиксированный бизнес, запущен бренд Beeline Business. Юридическое же слияние компаний может длиться от 1,5 до двух лет.
- В странах СНГ, где работает "ВымпелКом", есть примеры, когда местный опыт распространялся на всю группу. Так, покупка "Арментела" в Армении позволила "ВымпелКому" получить опыт в развитии услуг фиксированной связи, который был применен при консолидации с "Голден Телеком". Из примеров еще можно назвать внедрение 3G в Таджикистане, где "ВымпелКом" впервые запустил услуги связи третьего поколения. Какие еще есть примеры? И с чем это связано?
- Опыт интеграции активов на Украине мы используем в Казахстане и Узбекистане. Также на Украине в прошлом году был открыт объединенный центр управления сетями (ЦУС). Оператор связи может контролировать и управлять сетями одновременно мобильной и фиксированной связи. Сейчас процесс по созданию ЦУС в других странах СНГ идет полным ходом. Опираясь на украинский опыт, мы работаем над внедрением конвергентных услуг в России, Казахстане и Узбекистане, где процесс интеграции уже вышел на финишную прямую.
Украинский Beeline наглядно показал казахстанским коллегам, что собой представляет сеть FTTB, потому что для Казахстана это совершенно новый продукт. Такой межстрановой опыт очень полезен.
Грузия первой запустила в продажу недорогие брендированные телефоны. Пробная партия, которая была рассчитана на два месяца, разошлась за неделю. На Украине, в Казахстане телефоны от "Билайн" появятся во II квартале. Недавно брендированные телефоны были запущены в продажу в Армении.
- Как между собой связаны абхазский "А-Мобайл" и "ВымпелКом"? Рынок убежден в аффилированности "А-Мобайла" "ВымпелКомом", с которым абхазский оператор почти сразу заключил роуминговое соглашение.
- "ВымпелКом" никак не связан с "А-Мобайл". Непонятно откуда пошли эти слухи.
- Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в апреле приостановил действие выданного месяцем раньше разрешения на объединение украинских операторов "Киевстар GSM", "Украинские радиосистемы" (УРС, бренд "Билайн") и "Голден Телеком Украина" (бренд "Билайн") в VimpelCom Ltd. Как это может сказаться на дальнейшей работе VimpelCom?
- Сделка уже закрыта, акции VimpelCom Ltd. торгуются на NYSE. В конце марта после длительного и открытого процесса согласования мы получили безусловное (без каких-либо ограничений) разрешение на сделку. В настоящее время мы ждем окончательного решения украинских властей. На наш взгляд, нет никаких причин пересматривать выданное ранее заключение, и мы надеемся, что АМКУ придет к такому же выводу.
- Размер чистого долга ОАО "ВымпелКом" снизился в 2009 г. на $1,6 млрд. Некоторые аналитики отмечают, что слияние "ВымпелКома" с "Киевстаром" приведет к уменьшению долговой нагрузки. Так ли это, на Ваш взгляд?
- У компании нет никаких проблем с долговой нагрузкой и, как вы правильно заметили, мы выплатили значительную сумму долга в 2009 г., как и было запланировано. Более того, в октябре мы досрочно погасили некоторую часть наших облигаций. С учетом того, что по итогам 2009 г. у "Киевстара" чистый денежный поток превышал чистый долг, очевидно предполагать, что в объединенной компании соотношение чистого долга к OIBDA улучшиться.
- Насколько?
- Я еще не видел отчетность "Киевстара".
- Правительство Украины намерено в 2010 г. приватизировать нацоператора "Укртелеком". Главными претендентами на его покупку украинские эксперты называют "Киевстар" и "МТС Украина". Входит ли участие в приватизации "Укртелекома" в планы объединенного "ВымпелКома"?
- Это вопрос скорее не ко мне, а к руководству VimpelCom Ltd. Я полагаю, что этот проект будет рассматриваться в рамках общей стратегии по интеграции бизнесов компаний УРС и "Киевстар" и развития украинских операций после того, как правительство Украины более детально озвучит свои планы относительно приватизации данного актива.
- Уже третий месяц "Голден Телеком Украина" и "Астелит" не могут договориться между собой по вопросам интерконнекта. Как Вы считаете, что необходимо сделать обеим сторонам для урегулирования конфликта?
- В настоящее время продолжается переговорный процесс, мы совместно ищем компромиссные пути, которые удовлетворили бы всех. Пока мы не нашли единого мнения по расчетным ставкам на интерконнект, приемлемых для обеих сторон. Мы также надеемся на участие регулятора в решении данного вопроса.
- Как развивается сотрудничество с "Евросетью" в странах СНГ?
- С "Евросетью" мы работаем на Украине и в Казахстане. Мы, естественно, используем сеть как серьезный канал продаж. При этом "Евросеть" остается мультибрендовым ритейлером, которая продает контракты всех операторов.
Мультибрендовые сети существуют практически во всех странах. Не очень распространены они в Армении. Там операторы предпочитают открывать собственные офисы продаж. Как будет дальше развиваться розничный рынок в странах СНГ сказать сложно, потому что в странах центральной Азии рынок пока не очень организован.
В странах СНГ и Грузии у нас 120 собственных офисов продаж и обслуживания, более 500 эксклюзивных салонов дилеров. Общее количество точек продаж в странах – около 36 тыс.
Досье ComNews
Дмитрий Геннадьевич Кромский родился 4 октября 1961 г. в г. Сочи. В 1984 г. окончил физико-технический факультет Московского института электронной техники (МИЭТ) по специальности "Автоматика и Электроника". По окончании института работал на предприятии Министерства электронной промышленности СССР. В 1997 г. получил международный сертификат Института маркетинга (Финляндия). В телекоммуникационном бизнесе Дмитрий с 1994 г. В различное время он работал старшим менеджером по продажам в московском представительстве южнокорейской компании Samsung Electronics, менеджером по ключевым клиентам компании "Телмос" (на тот момент совместное предприятие AT&T и МГТС). С октября 1995 г. по декабрь 2000 г. работал в московском представительстве голландской компании Vostok Mobile b.v., входившей в холдинг "Голден Телеком", в должности регионального директора. Компания являлась соучредителем 12 совместных предприятий сотовой связи в стандарте DAMPS, участие в создании которых Дмитрий принимал. Являлся членом совета директоров предприятий. С декабря 2000 г. по декабрь 2002 г. Дмитрий занимал пост вице-президента по операциям московского представительства американской компании MCT Corp. (26 совместных предприятий сотовой связи в России). Отвечал за бизнес 7 компаний, осуществляя контроль и поддержку операционной деятельности, и являлся председателем совета директоров в этих компаниях. В декабре 2002 г. перешел в "ВымпелКом", заняв пост регионального директора центрального региона (16 филиалов в Центральном федеральном округе). С января 2006 г. назначен на должность генерального директора ТОО "Кар-Тел". С 1 июня 2007 г. Дмитрий одновременно с руководством "Кар-Тела" занимал должность исполнительного директора "ВымпелКома" по развитию новых приобретенных компаний в странах СНГ. 15 декабря 2009 г. Дмитрий назначен заместителем вице-президента по развитию бизнеса в странах СНГ компании "ВымпелКом".