Виталий Петлевой, РБК DAILY
01.11.2010

Роспотребнадзор еще раз напомнил сотовым ритейлерам, что при желании потребителя они обязаны поменять товар или вернуть деньги за приобретенные сотовые телефоны. Пояснительная записка к "Закону о правах потребителей", которую выпустило ведомство, закрывает последнюю юридическую лазейку, которая позволяла избежать ответственности ритейлерам. Теперь, как предполагают аналитики, это поставит под удар региональные и локальные сети продаж мобильных телефонов и может уничтожить малый бизнес в этой сфере.

На прошлой неделе Роспотребнадзор выпустил дополнение к "Закону о правах потребителей", которое закрывает последнюю юридическую лазейку для ритейлеров. Теперь они не могут отказать покупателям в обмене или возврате денег за приобретенный сотовый телефон или коммуникатор. Ранее продавцы отказывались делать это, ссылаясь на то, что сотовый телефон является бытовой техникой - эта категория товара не подлежит возврату. Сейчас ведомство разъяснило, что мобильный телефон "классифицируется как средство радиосвязи". Теперь за отказ обменять сотовый телефон на аналогичный товар можно привлечь ритейлера к административной ответственности.

Аналитик J'Son & Partners Сергей Савин считает, что с появлением разъяснений от Роспотребнадзора жизнь ритейлеров многократно усложнится. "Вообще закон о защите прав потребителей не совсем гуманен к продавцам. Раньше у розничных сетей был формальный повод отказать потребителю. С появлением разъяснений Роспотребнадзора этого сделать не удастся ни в каком виде. Кроме того, появится много желающих поменять телефон", - прогнозирует г-н Савин.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что отразится данное решение не на крупных ритейл-сетях, а на мелких. "У малого бизнеса, региональных ритейл-сетей слабо или вообще не отработан механизм возврата бракованных или возвращенных телефонов. Так что уточнение в законе сильно ударит по ним, компании будут нести прямые убытки", - отмечает г-н Муртазин. "Что до крупных продавцов мобильных телефонов, то они уже давно ввели негласную практику возврата и обмена сотовых. Произошло это из-за того, что в 2008 и в 2009 годах потребители начали активно предъявлять претензии и выигрывать суды против ритейлеров из-за их отказа вернуть деньги или обменять товар", - уточняет аналитик.

"Для нас это не стало неожиданностью, мы и так действуем в соответствии с существующим законодательством. Другое дело, что некоторые покупатели не совсем правильно понимают, что такое надлежащее качество. Это значит, что товар должен быть возвращен точно в том виде и комплектации, в каком его продали. Никто не хочет купить телефон, на котором есть царапины или что-то другое, что показывает, что он не новый", - сказал президент "Евросети" Александр Малис.

В "Связном" отметили, что не видят в разъяснительной записке госведомства каких-либо существенных изменений. "Мы и так учитываем, что покупатель может в первые 14 дней попросить поменять телефон, если он ему не подошел. Дополнительные требования, которые сейчас озвучил Роспотребнадзор, мы анализируем", - уточнили в компании. В ритейл-сети "Белый Ветер Цифровой" заявили, что следуют закону еще с 2008 года, когда он был принят. "Несмотря на то что выручка компании на 25% состоит от продажи сотовых телефонов, новое пояснение от Роспотребнадзора не сильно скажется на бизнесе", - рассказали в пресс-службе.