Финский производитель телекоммуникационного оборудования Nokia прекратил операции своего завода "Нокиа Свитчинг Системс" (NSS) в Петербурге.

Этот завод должен был осуществлять сборку коммутаторов DX 200 марки Nokia. Инвестиции Nokia в создание петербургского производства составляли несколько миллионов финских марок. ЗАО "Нокиа Свитчинг Системс" создано в Петербурге в 1993 г. Акционерами компании выступили Nokia Telecommunications (80% акций), петербургские предприятия ЛОНИИС, "Завод Красная заря" и "Интелтех", а также московское ОАО "Россвязьпромкомплект-Холдинг" (все вместе - 20% акций). Поначалу NSS занимался маркетингом и предоставлением услуг заказчикам. Создавая фирму, финны предполагали в короткие сроки наладить в Петербурге сборку цифровых коммутаторов Nokia DX 200.

Но лишь 5 лет спустя, в марте 1998 г. Nokia открыла на базе NSS интеграционный центр, а в июне 1998 г. - сборочное производство коммутаторов типа DX 200. Из-за кризиса в августе 1998 г. новый завод так и не смог начать настоящую работу: российские операторы почти прекратили вложения в коммутационное оборудование для фиксированных сетей, и объем потенциальных заказов NSS резко сократился. "Оценив ситуацию и перспективы в России, в июне 1999 г. Nokia приняла решение о прекращении операций NSS", - сообщил репортеру ComNews.ru Вели Лайне, генеральный директор ЗАО "Нокиа" - российской локальной компании группы Nokia.

Работа по сворачиванию операций предприятия шла до начала 2000 г. К апрелю 2000 г. ЗАО "Нокиа Свитчинг Системс" существовало лишь на бумаге, а в его штате числилось 2 сотрудника: генеральный директор и главный бухгалтер. Часть оборудования с закрытого завода Nokia использует в Петербурге и Москве для внутренних нужд - обучения своих сотрудников и представителей заказчиков. Остальная аппаратура была отправлена в Финляндию. Основную часть оборудования для NSS Nokia поставила в 1998 г. на условиях лизинга. Начальная мощность завода составила 400 тыс. линий в год с возможностью расширения до 700 тыс. линий в год. Новый завод позволял делать в Петербурге объем работ по выпуску DX 200, соответствующий 20% стоимости одного телефонного номера. Эти работы должны были включать сборку, прокладку дополнительной проводки, тестирование станций, подготовку технической документации и поставку заказчику "под ключ". С момента запуска завода было объявлено, что поставки АТС типа DX 200 по всем контрактам, заключенным Nokia на территории России, будут вестись из Петербурга. В штате NSS весной 1998 г. было 12 сотрудников.

"Наш поход при открытии завода состоял в том, что он был ориентирован именно на российский рынок. Мы производили на NSS заключительные операции по производству коммутационного оборудования, которые были связаны с чисто российским know-how и российскими приложениями, - рассказывает Вели Лайне. - Сейчас мы начали дискуссии с Минсвязи РФ о том, что еще мы можем сделать, чтобы удовлетворять требованиям по преимущественному применению на сетях связи оборудования, выпущенного на российской территории. Эти переговоры, разумеется, потребуют времени".

Иосиф Пакер, технический директор АООТ "Завод Красная заря" - одного из мелких акционеров NSS, полагает, что Nokia ничего не потеряла, прекратив операции NSS. Правда, добавляет он, и ничего не нашла. "Красная заря" продолжает числиться в реестре акционеров NSS, так как это не требует от нее никаких затрат.

NSS с самого начала разместился на площадях завода "Красная заря", который выпускает телекоммуникационное оборудование. Причем NSS для "Красной зари" - далеко не первый совместный проект с западными производителями. В 1990 г. французский Alcatel организовал в Петербурге производственное предприятие "ЛенБелл Телефон", в котором 60% акций получила "Красная заря". Однако "Красная заря" не смогла оплатить свою долю в уставном капитале СП, и в 1991 г. ее местное заняло АООТ "Интелтех" (правопреемник НИИ электротехнических устройств). В 1992 г. и "Интелтех" признался в отсутствии средств, и в итоге получил 2% акций "ЛенБелл". В 1996 г. петербургское производство полностью перешло к Alcatel и выпускает коммутаторы типа S12 по сей день.

В 1990 г. итальянская компания Italtel создала с "Красной зарей" СП "Телезаря", которое должно было выпускать коммутаторы Linea UT. Italtel принадлежало 40% акций "Телезари". Но "Красная заря" не смогла оплатить свою долю в уставном капитале, и в 1992 г. ЗАО "Телезаря" полностью отошло к Italtel. Правда, организовать производство в Петербурге Italtel так и не смог, и сейчас "Телезаря" занимается монтажом оборудования Italtel и пусконаладочными работами.

По мнению Иосифа Пакера, иностранные компании в начале 90-х годов, сотрудничая с ведущими отечественными предприятиями, лишь пользовались их маркой для продвижения на российский рынок.