главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
23.07.2011

Любые материалы на тему облачных вычислений, или cloud computing, разлетаются как горячие пирожки. Термин cloud имеет такую же магическую силу, как пять лет назад – WiMAX, а с позапрошлого года – LTE. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что в значительной степени облако – не более чем маркетинговый ярлык, а вопросов в этой сфере на порядок больше, чем ответов.

За прошедшие два месяца я присутствовал на двух глобальных конференциях крупных мировых вендоров – Cisco и Amdocs: на обеих теме облачных вычислений уделялось большое внимание. Но как только дело доходило до дискуссий, становилось ясно, что тема эта пока делает лишь первые шаги.
И на июльской конференции Cisco Live! в Лас-Вегасе, и на форуме Amdocs InTouch в конце мая в Майами-Бич разговоры о cloud computing по большей части касались тематики Software as a Service (SaaS) – самого простого облачного сервиса. В случае SaaS некое программное обеспечение располагается не на пользовательском компьютере, а на удаленном сервере, и клиент получает доступ к этому ПО через Интернет. Бизнес-модель крайне проста: пользователь ежемесячно платит фиксированную сумму за предоставление программного обеспечения. Два других облачных приложения – Platform as a Service (PaaS) и Infrastructure as a Service (IaaS) – пока более сложны для понимания не только клиентов, но и провайдеров.

В случае PaaS и IaaS возникают вопросы с тарификаций – ясно, что формат месячной подписки тут не проходит. Провайдер должен выставлять счета за PaaS и IaaS в зависимости от объема используемых услуг, а для этого ему требуется сложнейшее программное обеспечение, которое динамически отслеживает все параметры использования. Подобные услуги ориентированы, прежде всего, на корпоративных и государственных пользователей, которые всегда хотят соглашения о гарантиях качества (SLA). Но стандартных SLA в облачных вычислениях пока не придумали, и неясно, как клиент может отследить уровень качества облачной услуги и получить компенсацию в случае невыполнения SLA. Исполнительный директор по ИТ-решениям и проектам американского оператора Verizon Джозеф Кроуфорд рассказал мне, что его компания имеет единичные SLA по облачным сервисам, и все они учитывают лишь один параметр – количество успешных ­транзакций в месяц.

Огромный вопрос вызывает безопасность данных и доверие – как к поставщику облачных решений, так и ко всей цепочке структур, задействованных в предоставлении сервиса. И что бы ни говорили провайдеры о надежности защиты информации в облаке, многочисленные утечки крупных баз данных в последние годы заставляют заказчиков скептически смотреть на cloud computing, особенно когда речь идет о размещении в облаке больших объемов корпоративной информации. "Это вполне можно сравнить с доверием ко всем членам кондоминиума – ведь в доме мы можем полностью контролировать только собственную квартиру", – рассуждал на круглом столе по облачным вычислениям на Cisco Live! Уайт Старнес, вице-президент по новым концепциям Harris Corporation.

Отсутствие стандартов в облачных вычислениях, с точки зрения главного технического директора по cloud computing из Cisco Лью Такера, является позитивным фактом – он утверждает, что используемое в облаках программное обеспечение с открытым исходным кодом позволяет многочисленным разработчикам создавать продукты, которые впоследствии станут стандартами. "Скорее, провайдеры и клиенты должны создавать рабочие группы для разработки и стандартизации облачных приложений, чем ждать стандартов от бюрократических структур типа ITU", – продолжил мысль Лью Такера совладелец американского системного интегратора SOS Лоуренс МакНатт, добавив, что примером работы на базе открытого ПО являются сотни тысяч приложений, появившихся за последние два года для iPhone.

Ключом к успеху облачных вычислений как бизнеса является качество телекоммуникационных сетей – если они окажутся неспособны бесперебойно обеспечивать связь пользователей с дата-центрами, услуга будет дискредитирована. Многие облачные сервисы требуют исключительно онлайн-доступа – например, любые видеоприложения или доставка виртуального "рабочего стола" на компьютер пользователя (их ­продвигают Citrix и VMware).

Часто высокие материи рассыпаются вдребезги при попытке их простейшего применения. Буквально месяц назад я пытался оформить банальные страховки для поездки за рубеж в "Росгосстрахе". Как выяснилось, эта страховая компания перевела все бланки и формы документов в облако, и девушка-операционист добрых полчаса пыталась оформить мои страховые полисы через удаленный сервер, проклиная плохой интернет-канал. В итоге она смогла изготовить только один полис из трех, да еще и с факсимильной печатью. Но стоило сказать, что я отказываюсь от услуг и ухожу, как девушка залезла в ящик стола и, вздыхая, от руки заполнила мне три страховых полиса, поставив на них жирную ­фиолетовую печать.

Так что будущее cloud computing зависит от того, смогут ли клиенты наладить бизнес-процессы в облаке, доступна ли им будет надлежащая сетевая инфраструктура, а главное – смогут ли они получить очевидную экономию, скажем, на стоимости лицензий или ИТ-услуг.

Журнал "Стандарт" № 7 (102), июль 2011