Точка зрения / июнь 2012
Фабрика индивидуальных проектов

Анатолий Галкин, первый заместитель генерального директора – директор по управлению проектами ОАО "ГИПРОСВЯЗЬ - СПб"
04.06.2012

В канун 75-летия проектный институт "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб" совершенствует бизнес-процессы, для того чтобы обеспечить индивидуальный подход к задачам любых клиентов. О предпосылках этой реструктуризации, а также о ситуации на отечественном рынке проектирования сетей связи в интервью корреспонденту "Стандарта" Даниле Шеповальникову рассказал первый заместитель генерального директора – директор по управлению проектами ОАО "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб" Анатолий Галкин.

- Как менялись основные направления деятельности "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб" за время существования предприятия?

- В советские времена было семь "Гипросвязей": наша, московская, киевская, минская, тбилисская, самарская и новосибирская. И все проектные работы для сетей связи в рамках страны распределялись между ними соответствующими указами правительства. Например, мы отвечали за городские телефонные сети, а московские коллеги – за генеральные схемы и сети дальней связи. В начале постсоветского периода нашим основным заказчиком был "Связьинвест", но в последующие годы на передний план вышли альтернативные операторы связи. Поэтому нам пришлось переориентироваться на них, что повлекло за собой различные структурные изменения, в том числе создание комплексных отделов, рассчитанных на маленькие проекты. У альтернативных операторов технологические задачи намного проще, а объекты – гораздо меньше, но зато они предъявляют более жесткие требования к срокам реализации проектов. Мы стараемся все время развиваться, чтобы гибко реагировать на запросы рынка.

- На что направлены структурные изменения, происходящие в компании в этой связи?

- У крупных заказчиков, таких как "Ростелеком", есть ряд масштабных проектов по переоборудованию старых объектов связи, развитию транспортных сетей и сетей ШПД. К их реализации привлекаются большие проектные отделы, способные решать комплекс задач, связанных как с телекоммуникационными системами, так и с системами внешнего энергоснабжения и разработкой серьезных архитектурных решений. В таких случаях, помимо главных инженеров – ГИПов – требуются также руководители проектов. Они не только вместе с ГИПами контролируют всю техническую сторону, но и полностью берут на себя взаимодействие с заказчиком и субподрядчиками до, во время и после проектирования, а также внутренний документооборот и отчетность перед руководством предприятия. Для небольших проектов такая структура не подходит, так как весь документооборот "тормозит" процесс и становится ненужным. В таких случаях для работы над проектом обычно достаточно ГИПа и пары исполнителей. Таким образом, структура проектного производства нашего предприятия требует ручной настройки под конкретные заказы, чем мне и приходится регулярно заниматься.

- Кто кроме "Ростелекома" составляет пул основных заказчиков "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб"?

- Помимо альтернативных операторов связи это нефтяники, газовики и энергетики. В структуре большинства предприятий названных отраслей есть собственные поставщики телекоммуникационных услуг. Они предъявляют гораздо более жесткие требования к проектной документации, чем традиционные операторы.

- Какие новые задачи в сфере проектирования появились в отрасли связи за последние несколько лет?

- В последние годы в сфере проектирования объектов связи сложилась очень непростая ситуация с точки зрения законодательства. Наша деятельность ведется на границе двух отраслей, телекоммуникационной и градостроительной, и, соответственно, регулируется двумя ключевыми для этих отраслей документами – законом "О связи" и Градостроительным кодексом, а также их подзаконными актами. Исторически сложилось так, что эти документы не совсем стыкуются друг с другом. В 2010 году, после неудачной попытки 2007 года заменить ввод в эксплуатацию соору­жений связи ­регистрацией сетей связи, был возвращен старый порядок ввода в эксплуатацию. К тому времени Градостроительный кодекс настолько изменился, что полностью перестал соответствовать нормам, прописанным в законе "О связи". И эта проблема до сих пор не решена.

- То есть деятельность проектных организаций в области связи в большей степени зависит от законодательных изменений?

- Да, поскольку любые, даже минимальные перемены законодательства в сфере градостроительства, связи или даже земельных отношений сразу же влекут за собой изменение проектных решений. Услуги по проектированию необходимы операторам для того, чтобы сдавать сооружения связи Роскомнадзору. Изменения, произошедшие в градостроительном кодексе с 2008 года в отношении объектов капитального строительства, вынудили проектные организации серьезно перестраивать бизнес-процессы, поскольку породили абсолютно иные нормативы проектирования. В телекоммуникационной отрасли под определение объектов капитального строительства подпадает только инженерная инфраструктура (например, канализация и непереносные антенно-мачтовые сооружения, имеющие фундамент), которая требует разрешения на строительство. А для других, не капитальных объектов, таких как коммутаторы или кабели, нет вообще никаких действующих требований, и поэтому проектировщикам и операторам приходится выкручиваться: например, разрабатывать проекты по установке какого-нибудь маршрутизатора как для объекта капитального строительства.

- А какое влияние на ваш бизнес оказывает технологическая эволюция в телекоммуникационной отрасли?

- В последнее время она в основном происходит на уровне ПО и практически не сказывается на работе проектных организаций, которая связана преимущественно с "железом". Иным образом обстояли дела 10 лет назад, когда происходила не эволюция, а революция – глобальный переход от старых TDM-сетей к концепции NGN и IMS. Тогда проектным компаниям и, в особенности, службам эксплуатации сетей операторов связи было очень трудно, поскольку многие их специалисты оказались неспособны ­перестроиться. Фактически в телефонию пришли технологии передачи данных, и связистам было непросто разобраться в том, что такое softswitch, каковы принципы прохождения голосового трафика в NGN-сетях и методы расчета нагрузки в мультисервисных сетях. В любом случае, когда на рынке или в проектах появляется новая линейка оборудования, наши инженеры получают всю необходимую информацию о новинках у производителя и в тесном сотрудничестве с ним оперативно проходят соответствующее обучение.

- Какие направления помимо проектирования охватывает бизнес "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб"?

- Мы также оказываем консалтинговые услуги небольшим и начинающим операторам связи, помогая им получать правильные лицензии, оформлять радиочастотные заявки и сдавать сооружения связи в эксплуатацию. Кроме того, у нас есть направление по радиопланированию. Эти и любые другие направления, не связанные с проектированием, создаются нами только под конкретные заказы.

- Расскажите о том, как сложилась ваша карьера на предприятии.

- Первый раз я пришел в ОАО "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб" в 2002 году, еще будучи студентом СПбГУТ им. М. А. Бонч-Бруевича, чтобы подработать, занимался проектированием координатных станций в станционном отделе. После окончания университета в 2005 году остался ­учиться в аспирантуре и преподавать в вузе. Но через год вновь устроился на работу в "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб", уже в качестве инженера отдела развития. Весной 2007 года я возглавил этот отдел, а в конце 2008 года защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУТ и стал техническим директором предприятия. Позднее был назначен коммерческим директором в самое сложное кризисное время, а затем – первым заместителем генерального директора – директором по управлению проектами. Теперь в мою компетенцию входит управление всем производством, то есть выпуск проектной документации. Одновременно я являюсь доцентом кафедры "Сети связи" СПбГУТ.

- Каковы планы развития предприятия на ближайший год?

- Проектирование – бизнес, во главе угла которого находится человеческий ресурс. В ближайший год мы намерены увеличить штат, повысить квалификацию инженеров-технологов и ГИПов, а также расширить перечень видов проектирования, имеющих опосредованное отношение к отрасли связи. Кроме того, перед нами стоит задача по совершенствованию автоматизированной системы управления проектами. Ну и, конечно же, планируем увеличить оборот за счет расширения сотрудничества с крупными заказчиками.

Справка

Основные вехи истории предприятия

22 ноября 1937 года – приказом №406 Народного комиссариата связи СССР создано ленинградское отделение треста "Связьпроект".

Январь 1942 года – ленинградское отделение треста "Связьпроект" преобразовано в уфимское отделение треста "Связьпроект".

1944 год – после освобождения Ленинграда от блокады руководством страны принято решение о восстановлении ленинградского отделения треста "Связьпроект".

17 апреля 1951 года – приказом министра связи СССР №395 всесоюзный трест "Связьпроект" преобразован в Государственный институт по изысканиям и проектированию сооружений связи "Гипросвязь", а ленинградский филиал треста превращен в ленинградское отделение института "Гипросвязь".

14 февраля 1972 года – приказом Министерства связи СССР №95 ленинградское отделение института "Гипросвязь" преобразовано в самостоятельный институт "Гипросвязь-2" со статусом головного предприятия по проектированию местных городских и сельских телефонных сетей.
Апрель 1993 года – институт "Гипросвязь-2" преобразован в АООТ, а несколько позже – в ОАО "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб"

1999 год - ОАО "ГИПРОСВЯЗЬ – СПб" получило сертификат качества ISO 9001 TÜV Sert и каждый год успешно его подтверждает.