Анатолий Перминов
26.07.2012

Вскоре после ухода с поста руководителя Российского космического агентства в апреле прошлого года Анатолий Перминов взялся за амбициозный проект создания Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ). В интервью корреспонденту "Известий" Ивану Чеберко экс-глава Роскосмоса рассказал о том, как продвигается данный проект и какие ресурсы необходимы для его воплощения.

- Анатолий Николаевич, почти год вы возглавляете работу по проекту МАКСМ. В связи с этим два основных вопроса: что вам удалось за год сделать и считаете ли вы этот проект в принципе реализуемым?

- МАКСМ - проект абсолютно реализуемый, я в этом убежден. Более того, такие бедствия, как затопление Крымска, демонстрируют необходимость создания новых систем предупреждения и информирования о катастрофах природного и техногенного плана. В основе идеи МАКСМ - консолидация глобальных ресурсов, в первую очередь аэрокосмических. Работает система примерно так: космический, авиационный, наземный сегменты МАКСМ обеспечивают получение информации о возмущениях параметров тепловых, магнитных, гравитационных полей и плазмы в ионосфере, изменениях в озоновом слое и характеристиках атмосферы, в геодинамике земной коры и гидродинамике грунтовых вод, являющихся предвестниками стихийных бедствий. Данные собираются и анализируются в ситуационных центрах управления в кризисных ситуациях, обрабатываются и распределяются по соответствующим ведомствам.

- Сейчас проект на какой стадии?

- В настоящее время наши усилия направлены на создание пилотной версии МАКСМ в нашей стране. По мере продвижения проекта разработчики постепенно пришли к мысли о том, что его практическую реализацию целесообразно было бы начать именно в России, где есть соответствующие наработки и инфраструктура, и далее постепенно привлекать в проект другие страны, в первую очередь СНГ и ШОС.

- В организационном и финансовом плане вопросы решены?

- Не полностью. Для начала реализации проекта нужен государственный заказчик и, соответственно, федеральная программа. Пока этот вопрос не решен. В 2010–2011 годах в соответствии с поручением заместителя председателя правительства от 10 сентября 2010 года Роскосмосом был подготовлен, согласован и реализован с участием МИДа, РАН, МЧС, Минэкономразвития и Минфина "План первоочередных мероприятий по созданию МАКСМ". В июле 2011 года работы в рамках этого проекта были сконцентрированы в ОАО "Российские космические системы", а при МЧС из представителей заинтересованных министерств и ведомств была сформирована Межведомственная рабочая группа по проблематике проекта МАКСМ в России. В марте нынешнего года вышло новое поручение заместителя председателя правительства с указанием МИД России, Минпромторгу и Роскосмосу подготовить предложения относительно возможности реализации пилотной версии МАКСМ в России и выбора генерального заказчика-координатора будущей системы. Процесс идет.

- Заказчиком-координатором системы может стать Роскосмос?

- Не факт. Возможно, им станет МЧС. У меня был разговор в начале года с Сергеем Шойгу, но с тех пор в ведомствах произошли новые назначения.

- Сколько денег нужно на реализацию проекта?

- Если не брать в расчет подсистему противоастероидной защиты, которая также должна стать частью МАКСМ на определенном этапе, по предварительным расчетам, около 10 млрд рублей необходимо вложить в создание системы до конца 2017 года. Тогда в 2018-м пилотный вариант МАКСМ-РФ будет полностью функционировать. Из этих 10 млрд около 10 млн уже ушло на работы по созданию концепции МАКСМ и системное проектирование.

Примерно 2,5 млрд рублей необходимо для реализации следующего этапа: эскизное проектирование, создание экспериментальных модулей и ключевых элементов системы, разработка моделей функционирования системы и ее элементов, проведение натурных экспериментов с целевой аппаратурой, проведение системных испытаний, подготовка технической документации для серийного производства и пр. Этот этап планируется завершить до конца 2014 года.

В дальнейшем около 7,5 млрд потребуется на отработку наземной инфраструктуры системы, развертывание специализированной орбитальной группировки малых космических аппаратов, доразвертывание наземной инфраструктуры приема и обработки информации, натурные испытания функциональных элементов системы, комплексные испытания и ее ввод в эксплуатацию, планируемый в конце 2017 года.

На первый взгляд 10 млрд рублей - это много. Однако, по оценкам ученых, прогнозирование катастроф поможет снизить затраты на ликвидацию их последствий в разы, называют даже цифру около 20%. То есть - если взять ущерб по прошлому году, по информации ООН, это $366 млрд - экономия составит чуть больше $70 млрд.

- Какие сегменты МАКСМ необходимо создать в первую очередь?

- Нужно разобраться с понятием "сегменты". МАКСМ состоит из трех сегментов: космического, авиационного и наземного. В настоящее время есть технические основания для развертывания всех трех сегментов на базе существующих средств. Если говорить о подсистемах в составе пилотной версии МАКСМ-РФ, которые мы предлагаем создать в первую очередь в качестве основы нашей системы, их четыре: "Сейсмопрогнозный мониторинг", "Прогнозный мониторинг лесопожарной обстановки", "Контроль критически важных объектов" и "Предупреждение об угрозах в космосе и из космоса".

Прогноз зон сейсмической активности мы предлагаем осуществлять на базе Единой территориально распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ) и двух специализированных региональных информационно-аналитических центров - Забайкальского (регионы Саян, Алтая, Тувы и Хакасии) и Дальневосточного (регион Камчатки, Курильских островов, Сахалинской области, Хабаровского края и Корякии).

Задачу прогнозирования природных пожаров реально решать на базе Информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза России, отечественных центров ДЗЗ, а также по результатам наземных и авиационных метеонаблюдений.

Подсистема "Контроль критически важных объектов" в составе пилотной версии МАКСМ будет включать Информационно-аналитический центр наряду с техническими и аппаратно-программными средствами обработки данных, получаемых от датчиков, расположенных на критически важных объектах; моделирующий комплекс; а также функциональный сегмент Территориально-распределенного архива данных прогнозного мониторинга.

Основой подсистемы "Предупреждение об угрозах в космосе и из космоса" должна стать Астрономическая система обнаружения и слежения за потенциально опасными космическими объектами, которая может быть создана на базе уже существующей Международной сети оптических наблюдений (ISON) разработки ИПМ РАН и МАК "Вымпел", двух мощных планетных РЛС - модернизируемой в Уссурийске и пока еще существующей в Евпатории, а также средств радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами. В контур контроля засоренности околоземных орбит предлагается включить также разрабатываемую в рамках Федеральной космической программы России Автоматизированную систему предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве. Предполагается также привлечь данные, получаемые как отечественными, так и зарубежными средствами наблюдения космоса в оптическом и радиолокационном диапазонах.

- Какие страны проявили интерес к проекту?

- С Китаем есть договоренность о создании совместной рабочей группы научных специалистов двух стран, российско-китайской научно-исследовательской лаборатории и о реализации механизмов для налаживания эффективного взаимодействия в области космического прогнозного мониторинга. Поддерживает проект Украина, где в начале сентября 2012 года пройдет четвертый международный специализированный симпозиум "Космос и глобальная безопасность человечества". Заинтересованность проявляют страны Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, где остро проявляются проблемы, связанные с сейсмоопасностью и рисками чрезвычайных ситуаций.

Содействие проекту оказывает Международная академия астронавтики (МАА). Еще в 2009 году на уровне МАА была создана международная группа экспертов из Германии, Индии, Италии, России, США, Туниса, Украины, Франции, Японии, которая дала свое положительное заключение по дальнейшей реализации проекта МАКСМ. Доклад этой группы прозвучал в конце 2010 года в Вашингтоне на саммите руководителей космических агентств. Саммит стал одним из самых значимых шагов в продвижении проекта, поскольку все главы мировых космических ведомств поддержали МАКСМ.

- Проекты и инициативы создания космических систем мониторинга геофизических явлений находятся на разных стадиях реализации в США, Европе и Азии. Чем МАКСМ от них отличается?

- Инициативы с похожими благородными целями - спасение жизней в условиях чрезвычайных ситуаций - реализуются сегодня не только в отдельных регионах, но и на глобальном уровне - например, СПАЙДЕР-ООН. Но проект МАКСМ - не альтернатива тем усилиям, которые предпринимаются сегодня как в нашей стране, так и за ее пределами в области мониторинга стихийных бедствий и катастроф. Аэрокосмические системы, действующие в этой области, ориентированы преимущественно на обеспечение постсобытийной информацией для ликвидации последствий ЧС.

Цель МАКСМ качественно иная: предупреждение о грядущих бедствиях - с использованием специализированного аэрокосмического потенциала формируется информация предупреждения о потенциально опасных событиях.

Хочу отметить, что наш проект в феврале получил одобрение со стороны ООН. В рамках последнего заседания Генеральной Ассамблеи был утвержден рабочий документ Российской Федерации по МАКСМ. То есть наш проект теперь официально реализуется и под эгидой ООН. Скорейшая реализация проекта позволит создать эффективно действующую систему прогнозирования и развития чрезвычайных ситуаций и предупреждения о них, что даст возможность парировать угрозы, наиболее характерные для России, - наводнения и паводки, пожары и землетрясения.