Руслан Демидов, генеральный директор ИТ-компании iCore
Дарья Лютцау
© ComNews
03.10.2012

Тезис о том, что облачные технологии способны ощутимо повысить эффективность экономики,  многим на первый взгляд представляется очень спорным. Но зачастую именно относительно простые в реализации и кажущиеся незначительными изменения позволяли решать, казалось бы, совершенно неразрешимые проблемы. Генеральный директор ИТ-компании iCore Руслан Демидов рассказал ComNews о том, как облака уже сегодня могут положительно отразиться на состоянии российской экономики.

Фото и видеоматериалы интервью доступны по ссылке.

- iCore – новое имя на российском ИТ-рынке. Расскажите немного о возглавляемой вами компании, каковы основные направления ее деятельности?

- В отраслевом плане мы сфокусированы на работе с компаниями сферы нематериального производства, сферы услуг, и корпоративными центрами крупнейших российских компаний базовых отраслей промышленности. То есть с теми предприятиями и организациями, где информация и персонал – ключевые активы, и от того, насколько эффективно организован процесс работы персонала с информацией, напрямую зависит производительность труда и эффективность предприятия в целом.

Наиболее показательный пример таких компаний – это торговые площадки и биржи. Исторически сложилось, что iCore активно работает с крупнейшими российскими биржами – РТС, ММВБ - и с коммерческим оператором оптового рынка электроэнергии – ОАО "АТС". Данные заказчики были весьма интересны для нас тем, что они предъявляли максимальный набор требований, которые можно предъявлять к ИT, поскольку информация – это в чистом виде их ключевой актив. На текущий момент этот опыт успешно применяется нами как в десятках других компаниий – наших заказчиков, так и для развития собственной IT-инфраструктуры iCore. При этом мы сохранили привычку ориентироваться на лидеров в своих отраслевых сегментах – поскольку на них равняются все остальные. В том числе и в области устройства ИT.

В технологическом плане сейчас в iCore представлены три основных направления деятельности, общая задача которых - повышение производительности труда в сфере нематериального производства. Первое - это сквозная виртуализация всех составляющих компонент IT, позволяющая "отвязать" бизнес-процессы от физической инфраструктуры хранения и обработки информации. За счет этого эффективность использования инфраструктуры значительно повышается. Второе – непосредственно физическая IT-инфраструктура: дата-центры как ключевой инфраструктурный элемент, сети, корпоративные мультимедийные системы. И, наконец, третье направление - инженерная инфраструктура зданий и сооружений офисно-делового назначения, включая системы диспетчеризации и автоматики.

Кроме того, в каждом из этих трех направлений деятельности iCore присутствуют все фазы: начиная от грамотного проектирования, далее - реализация инфраструктуры, и заканчивая сервисным обслуживанием. Мы считаем, что особенно важно не просто создать какую-то систему или объект ИТ, но создать таким образом, чтобы эксплуатация осуществлялась эффективно. Поэтому мы предлагаем услуги по эксплуатации инженерных и ИT- систем и их полному сопровождению. Таким образом, мы стремимся не только удовлетворить локальные потребности заказчика, но поддержать полный жизненный цикл для ИТ-инфраструктуры.

- Как вы оцениваете рынок ЦОДов в России, достаточно ли он зрелый и развитый? Наблюдаете ли вы его рост или же, наоборот, замедление?

- В последние годы, несмотря на довольно вялую динамику российского ИT-рынка в целом (3-6% годового роста в сопоставимых ценах), в сегменте дата-центров и решений по виртуализации наблюдается рост на уровне 30-40% в год. Более того, есть очень большой потенциал для дальнейшего и количественного, и качественного развития.

Это обусловлено двумя факторами.

Первый фактор: несмотря на то что только за последние пару лет суммарная площадь дата-центров в России практически удвоилась, мы все еще продолжаем занимать существенно меньше 1% от общемировых площадей ЦОДов при доле в мировой экономике в 4,1%. Налицо значительный объем потенциального спроса на ЦОДы. Этот вывод подтверждается и данными прямых опросов: так, по данным CNews Analytics, более половины опрошенных компаний – операторов дата-центров, испытывают дефицит вычислительных ресурсов.

Второй фактор: объем хранимых и передаваемых данных у нас растет существенно более высокими темпами, нежели, скажем, в Западной Европе и США. Двигателем этого роста является проникновение Интернета, рост связанности территориально разнесенных корпораций, новые требования российского законодательства и многое другое. Безусловно, помимо темпов роста следует обращать внимание и на количественное сопоставление объемов передаваемой информации "у нас" и "у них". Но наш рост все-таки обусловлен не только эволюцией технических средств, но и изначально низкой базой и все еще далеким от насыщения рынком.

И еще немаловажный момент: клиенты (во всяком случае клиенты iCore) стали заботиться о решении такой задачи, как обеспечение непрерывности бизнеса.

Бизнес во многом зависим от информации. И от того, как реализованы защита этой информации, ее хранение и обработка, в значительной степени зависит и непрерывность бизнеса.

Большинство крупных корпораций (по состоянию на сегодня) в высокой степени формализовали свои бизнес-процессы и автоматизировали их средствами транзакционных систем.

Но проблема состоит в том, что при всех усилиях по консолидации информации и обрабатывающих ее приложений она до сих пор "распылена" по десяткам, а то и сотням информационных систем и тысячам и десяткам тысяч рабочих мест.

Более того, "распылена" не только информация, но и вычислительные мощности. Они используются неэффективно за счет низкой утилизации и жесткой привязанности данных к физической инфраструктуре. И вдвойне неэффективно – потому что они задают повышенные требования к обеспечивающей инфраструктуре: в плане потребляемой электрической мощности, затрат на безопасность, на вопросы организации обслуживания и многое-многое другое.

Данная проблема уже начинает создавать сложности для бизнеса. Многие компании и организации приходят к пониманию того, что всю информацию (а не только базы данных транзакционных систем) надо хранить в определенных защищенных местах и организовывать инфраструктуру доступа на облачном принципе и с использованием широкого спектра технологий виртуализации.

- На ваш взгляд, кто из заказчиков наиболее заинтересован в решениях по виртуализации и сервисах на баз ЦОДов? Это крупные корпоративные заказчики, SMB или государственный сектор? Есть ли у iCore какая-то специализация в подходе к клиентской базе?

- Как я уже говорил, это компании сферы нематериального производства разного "калибра", предприятия социальной сферы и оказывающие внешние государственные услуги органы государственной власти.

С точки зрения государственных структур, заинтересованность обусловлена тем, что при использовании возможностей виртуализации есть большой потенциал как экономии в государственных процессах, так и реализации государственных услуг в электронном виде, о чем очень много говорится в последние годы. Не секрет, что сейчас каждое ведомство решает задачу, как обеспечить исполнение ФЗ 210 с точки зрения ИT, но зачастую по отдельности, изолированно. Необходимо обеспечить электронное взаимодействие между ними, создав единое информационно-коммуникационное пространство органов госвласти.

Для этого, в частности, необходимо профессиональное сообщество крупных провайдеров облачных услуг, которое занималось бы разработкой разнообразных открытых стандартов качества, их реализацией и  предоставлением ИT-сообществу. Роль такой организации можно сравнить с ролью НАУФОР для фондового рынка. Ввиду специфики и сложности рынка облачных услуг для качественного скачка в вопросе самого широкого предоставления ИT-сервисов такая организация просто необходима. Так, с ее помощью можно сломать самый распространенный из сдерживающих развитие облачных технологий стереотип: мнение о том, что корпоративная информация, хранимая и управляемая собственным персоналом, надежнее защищена, чем когда сохранность и доступ к ней обеспечивается внешним провайдером.

Заинтересован в появлении рынка облачных сервисов и крупный корпоративный сектор. Возникает возможность решения проблем, связанных с консолидацией всех данных, обеспечением доступа к ним из любой точки и с любого пользовательского устройства, с поддержанием непрерывности бизнеса и резервированием систем. Это позволит крупному бизнесу перейти от стратегии наращивания собственных IT-департаментов к стратегии квалифицированного заказчика определенного набора сервисов.

- То есть к аутсорсингу?

- Да. Малый бизнес тоже может получить от подобного подхода свои плюсы: вместо инвестиций в собственные ИT-системы они смогут пользоваться теми системами, которые представлены онлайн, в режиме SaaS и т.д. Кстати, ими уже активно пользуются. Это и интернет-почта как замена корпоративной, и Скайп как замена ВКС, и интернет-сервисы хранения данных как замена собственных серверных, и многое другое. А высвобождающиеся финансовые ресурсы компании смогут пустить на развитие основного бизнеса.

- Многие компании, тем не менее, развивают собственных внутренних интеграторов, предоставляющих весь спектр ИT-услуг. В ситуации, когда помимо конкуренции между специализированными компаниями, существует еще и конкуренция с дочерними интеграторами крупных корпораций, как вы собираетесь выстраивать свою стратегию?

- Конечному заказчику, для того чтобы пользоваться ИT-услугами, необходимо сочетание трех составляющих: инфраструктура доступа к информации, которую обеспечивает телекоммуникационный провайдер; вычислительная инфраструктура ЦОДа; поставщики услуг, которые занимаются эксплуатацией всего комплекса систем. Причем не только на уровне обеспечивающих инженерных систем, но и на уровне серверов и приложений клиента. Стратегия нашей компании фокусируется на двух областях. Во-первых, мы предлагаем консалтинг в проектировании физических систем ЦОДа, а во-вторых - услуги на базе ЦОДа.

На сегодняшний день в России, в отличие от США и Европы, сложные услуги на базе ЦОДов не сформированы как отдельный сегмент рынка. Зачастую заказчики при всем желании не могут получить какого-то внятного и обоснованного предложения по передаче своих систем на эксплуатацию внешнему провайдеру. Мы стараемся исправить это положение, заняв данную рыночную нишу в кооперации с операторами коммерческих дата-центров.

- Могли бы вы привести пример подобного рода сервисов на базе ЦОДов для клиентов?

- Порядка 70% от услуг, оказываемых на базе коммерческих ЦОДов, - это предоставление инженерной инфраструктуры (всем широко известный co-location). Данные услуги включают в себя защищенное электропитание, распределение пространства в стойках, работу персонала, который выполняет базовые операции по поддержанию оборудования, и телеком-услуги. В то же время есть потребность в предоставлении вычислительных мощностей и полной эксплуатации информационных систем заказчика. Существует целый спектр задач, которые, как правило, требуют изменения инфраструктуры, управления и решений, связанных с масштабированием инфраструктуры. Очень важно оперировать не просто набором базовых (инфраструктурных) услуг, а в комплексе обеспечивать процессы эксплуатации, и делать это лучше, чем могли бы сделать собственные подразделения компании, и делать настолько эффективно, чтобы при уменьшении затрат заказчиков самим получать хорошую прибыль.

Но и отдельные услуги очень важны. Многие из них на российском рынке почти не представлены, в то время как в Европе они востребованы и широко применяются. Например, есть такая услуга, как прогнозирование потребностей систем клиента в трансформации.

- Не могли бы вы поподробнее описать эту услугу?

- Простой пример. Многие сталкиваются с такой проблемой: по прошествии какого-то времени  находящиеся в эксплуатации элементы ИT-инфраструктуры снимаются с поддержки производителя. Производитель выпустил обновление – и заказчик вдруг обнаруживает, что один из элементов его инфраструктуры больше не поддерживается. Приходится решать вопрос изменения сложившейся инфраструктуры. И, пока он будет решаться, придется пожертвовать обновлениями, что имеет свои негативные последствия. Мы хотим вывести на рынок услугу, которая за счет упреждающего анализа выявляла бы такие участки. Наша компания может своевременно предложить эффективный путь трансформации: виртуализацию, миграцию систем, перераспределение ролей в инфраструктуре и т.п., избавляя таким образом заказчика от подобных проблем в будущем.

- У некоторых игроков рынка возникает вопрос, готова ли телекоммуникационная составляющая в России к тому, чтобы поддерживать облачные технологии и обеспечивать непрерывность бизнеса. Каков ваш взгляд на телекоммуникационную инфраструктуру в свете развития рынка ЦОДов и виртуализации?

- Это как раз тот случай, когда невозможно перерезать ленточку, сказав: "Готово!" А до этого момента подождем и не будем развивать облачные технологии. Безусловно, если брать территорию России, покрытие всей страны сетями широкополосного доступа - это задача, которая будет решаться в ближайшие годы. Но при этом надо помнить, что наша страна характеризуется высокой степенью концентрации социально-экономической активности в мегаполисах. А в них телекоммуникационная инфраструктура достигла высокого уровня уже сейчас.

Именно в мегаполисах сконцентрировано то самое нематериальное производство, для которого инфраструктура доступа к данным является принципиально важной.

Так, московская агломерация, где создается почти 30% ВВП и сходятся 80% финансовых потоков страны, а в структуре экономической деятельности услуги составляют более 80%, с точки зрения доступности ШПД не уступает крупнейшим мировым столицам. В частности, проникновение проводного ШПД в Москве превышает 80%, при средней скорости подключения 17 Мбит/с.

Объём интернет-трафика растёт и будет расти ежегодно на 40%, а, скажем, объем потокового видео растет существенно быстрее, и если раньше потребности пользователей ограничивались скоростью передачи данных, то сейчас доступность высокоскоростных каналов  позволяет предлагать конечным абонентам самые разнообразные информационно-медийные сервисы с большим объемом генерируемого трафика. В свою очередь рост потребления потребует пересмотра существующей архитектуры дата-центров, обеспечивающих предоставление этого контента.

Как вы представляете развитие рынка ЦОДов и будущее интеграторов в этой области?

- Сейчас встает вопрос о том, чтобы предложить другие модели работы для рынка. История развивается по спирали: изобретение ПК позволило высвободить творческий потенциал огромной массы людей, позволив им независимо делать то, что было уделом больших корпораций с их дорогостоящими аппаратными комплексами и мейнфреймами. Далее эти компьютеры интегрировались в сети, нуждаясь в обмене информацией. И вот сегодня, на новом витке эволюции, мы становимся свидетелями того, что компании заинтересованы в консолидации распределенной по персональным компьютерам и другим пользовательским устройствам информации и вычислительных мощностей, унификации доступа к этим ресурсам через современные аналоги терминалов, роль которых может выполнять самый широкий спектр устройств. С таким подходом существенно проще поддерживать весь этот объем машин и данных, обеспечивать безопасность, выполнять требования государства по работе с персональными данными и т.п. Переход к такой модели содержит в себе мощный ресурс для развития. Это позволит компаниям уйти от традиционной сложности ИТ, избавиться от ограничений, связанных с распыленной и трудно управляемой инфраструктурой и стать более гибкими, более конкурентными, фокусируясь на основных бизнес-задачах.

Если посмотреть на состояние рынка эксплуатации коммерческих ИT-систем в Европе, то мы увидим, что он весьма развит. Есть крупные игроки, есть наработанные подходы, возможность заказывать услуги, прогнозировать их стоимость на длительный период - и это не является чем-то абстрактным или фантастическим. Нам нужно всего лишь заимствовать лучший опыт, добавив что-то от себя с учетом российской специфики. Поэтому сейчас мы можем наблюдать момент качественного прорыва, когда облачные технологии от абстрактных категорий переходят в практическую плоскость решения вполне конкретных принципиальных для бизнеса задач.