Как привести страну к катастрофе за пять лет

Есть такой популярный голливудский жанр – фильм-катастрофа. Подобные фильмы собирают полные кинозалы, и зрители, с удовольствием поедая попкорн, смотрят на тонущего в ледяной воде Леонардо Ди Каприо. Но это кино. В реальности никто из нас не купит билет на условный "Титаник", заранее зная, что тот утонет.
А ведь именно это предлагает нам Национальная ассоциация телерадиовещателей: поучаствовать в реалити-шоу под названием "Гибель цифрового телевидения". Операторам кабельного и спутникового ТВ намекнули, что было бы неплохо распространять телеканалы второго мультиплекса по принципу must carry. Однако must carry на Западе и must carry в России – две совершенно разные вещи. На Западе must carry означает, что утвержденные телеканалы должны присутствовать в пакетах оператора. В России это означает, что утвержденные телеканалы должны присутствовать в пакетах оператора, и никто за это не должен платить.
Иными словами, предлагается выполнить государственную программу цифровизации страны за счет частного сектора. Нечто похожее происходило в России в последний раз в начале 20-х годов прошлого века и называлось продразверсткой, когда большевики во главе с товарищем Лениным решили, что самый эффективный способ накормить страну – это силой отобрать зерно у кулаков.
Бизнес – это, прежде всего, зарабатывание денег. Бизнес интересуют только те инициативы, которые принесут доход. Можно предлагать решения, которые принесут взаимную выгоду, но нельзя предлагать решения, которые приведут к фильму-катастрофе.
Вот как работает этот сценарий. В один замечательный день, предположим, в декабре 2013 года, все операторы начинают бесплатно показывать 20 каналов. Уже в январе 2014-го операторы поднимают цены на платный пакет – надо же хоть на чем-то зарабатывать. В 2015-м качество трансляции ухудшается – нет денег на оборудование. В 2016-м резко падает количество абонентов – зачем смотреть неконкурентоспособные каналы в плохом качестве, у нас же есть 20 бесплатных каналов! В 2017-м кабель отключается и распиливается на цветной металл, спутник топится в Тихом океане, программа цифровизации страны закончена.
Сегодня российский рынок платного телевидения динамично развивается в направлении повышения качества и дополнительных услуг. Только за второе полугодие 2012 года Россия переместилась с 15-й на 8-ю строчку в европейском рейтинге стран по количеству пользователей телевидения высокой четкости. И вместо того чтобы вкладываться именно в это революционное и перспективное направление, нам предлагают дисбалансировать рынок и обрубить все возможности для появления новых телеканалов и сервисов, не говоря уже о тех прямых финансовых потерях, которые понесут операторы, если их заставят на бесплатной основе распространять телеканалы второго мультиплекса.
В мире бурно развивающихся технологий государство должно быть молодым эффективным менеджером, способным выработать компромисс, который удовлетворит всех участников рынка: телеканалы, операторов и зрителя. Менеджером, который умеет видеть не на 5, и не на 10, а на 20 и 50 лет вперед! Видеть, понимать и предсказывать, к чему приведут те или иные действия в долгосрочной перспективе.
Самое главное, что не очень понятно, каким образом распространение второго мультиплекса поможет выполнению тех задач, которые стоят перед самим государством, скажем, формированию в России гражданского общества: в составе второго мультиплекса преимущественно развлекательные телеканалы, а вот телеканал "Дождь", например, в него не попал.
Одного обязательного мультиплекса вполне достаточно, а второй можно распространять на общих основаниях либо найти финансовую и законодательную схему, при которой и операторы будут сыты, и телеканалы целы, и телезрители довольны, а главное – мы будем развиваться, а не стагнировать. Путь же, который предлагает нам отраслевая ассоциация, – это билет на "Титаник". И все мы должны понимать, что если мы сядем на этот корабль, встречи с айсбергом избежать уже будет невозможно.
