Аутсорсинг сегодня

Сотовые компании, если можно так выразиться, последнее десятилетие были законодателями моды на телекоммуникационном рынке. Их опыт оказался примером для остальных. Так, мобильные операторы первыми обратились к аутсорсингу, сначала аутсорсингу строительства сетей, затем аутсорсингу обслуживания инфраструктуры объектов связи. Пришло время для аутсорсинга эксплуатации сетей, и я уверен, что число функций, передаваемых сторонним компаниям, будет расти, потому что это позволяет операторам улучшить как операционную эффективность, так и финансовую отчетность.
На протяжении последних 10 лет компании "большой тройки" росли умопомрачительными темпами. Даже крупнейший оператор страны "Ростелеком", модернизируя бизнес, ориентировался на стремительно развивающихся и захватывающих новые бизнесы "сотовиков". Мы и не заметили, как по уровню проникновения сотовой связи Россия вдруг стала одной из первых в мире. Операторы, чтобы не отстать от партнеров, начали привлекать внешние компании. На первых порах речь шла только о том, чтобы сократить сроки запуска сетей и не отстать от конкурента. Развиваться в таком темпе только за счет своих ресурсов было нереально.
На следующем этапе операторы пришли к выводу, что держать штат специалистов, обслуживающих инженерную инфраструктуру базовых станций, не оптимально. И "забота" об объектах связи была передана на аутсорсинг, что позволило компаниям сэкономить "еще немного". Идея была в том, чтобы передача "инженерки" специализированным компаниям позволила снизить расходы на ее обслуживание. Благодаря операторам на рынке появилось целое направление, возникло множество мелких и появились крупные компании, для которых это стало основной деятельностью.
К 2012 году телекоммуникационный рынок России консолидировался, время бурного роста прошло. Привлечение новых пользователей мобильных сервисов стало более дорогим удовольствием. И операторы поставили перед собой новые задачи, главная из них – повышение уровня лояльности уже подключенных пользователей. Чтоб не отвлекаться на "неглавные" задачи, мобильные операторы первыми заговорили о возможности передачи функции эксплуатации сетей связи внешним подрядчикам. Еще более сложной и еще более важной задачей является сохранение динамики финансовых показателей. И аутсорсинг стал для операторов поистине спасательным кругом, который позволяет, несмотря на замедление реальных темпов роста рынка, за счет сокращения расходных статей сохранить высокий уровень финансовых показателей.
Благодаря аутсорсингу эксплуатации сетей, с одной стороны, можно вывести за штат эксплуатационные подразделения, которые в отчетности видны только в расходных статьях, а с другой стороны, гарантировать высокое качество обслуживания сетей, так как эксплуатацией занимаются люди, работавшие ранее в штате компании. Кроме того, подрядчик подписывает SLA, в котором указаны все требования к обслуживанию. И в случае нарушения соглашение предусматривает серьезные штрафные санкции. Аутсорсинг, в зависимости от конкретных условий, позволяет снизить реальные затраты оператора на эксплуатацию сетей на 10-20%.
В результате обслуживание мобильных сетей на аутсорсинг уже передали "ВымпелКом" и МТС. "ВымпелКом" к тому же отдал нам эксплуатацию сетей ШПД и телевидения по всей России, а также подключение новых абонентов. И это сейчас один из крупнейших аутсорсинговых контрактов на телекоммуникационном рынке. Впрочем, рынок аутсорсинга эксплуатации только начинает складываться, операторы оценивают эффективность первых проектов и ведут переговоры о расширении перечня функций, передаваемых сторонним компаниям. Они не торопятся, и их осторожность понятна: ведь одно дело доверить "на сторону" уборку в помещениях, и совсем другое – заботу о собственной сети.
Тем не менее перечень функций, передаваемых внешним подрядчикам, будет неуклонно расти. Поддерживать высокие темпы роста за счет международной экспансии у отечественных операторов пока не выходит, а российский телекоммуникационный рынок растет все медленнее. В то же время акционеры пока вряд ли готовы мириться со стагнацией бизнеса и снижением доходности. И в этих условиях аутсорсинг - один из наиболее эффективных и быстрых способов улучшить показатели компании.
