04.07.2013

В истории с тем, кто же наконец избавит россиян от мобильного "рабства", вчера появился неожиданный поворот. Советник руководителя Россвязи Владимир Калинин сообщил РБК daily, что Минкомсвязи обратилось в Россвязь за разъяснениями для возможного пересмотра своего же предложения утвердить оператором базы данных по переходу от одного оператора к другому с прежним номером Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ) в пользу подведомственного Россвязи Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС).

Днем раньше, во вторник, замминистра связи Денис Свердлов сообщил журналистам, что заявка ЦНИИС была оформлена неправильно, с чем и было связано решение сделать оператором именно КЦ, который "обладает необходимой экспертизой и опытом, управляет базой доменных имен и готов создавать и поддерживать базу, создание которой оценивается в 500 млн руб., на собственные средства".

"ЦНИИС просчитал свой сценарий со своими параметрами, а именно с минимальной нагрузкой, а не с заданной изначально" — таким образом в пресс-службе Минкомсвязи пояснили РБК daily, в чем именно состояла некорректность расчетов, представленных ЦНИИС.

"В документах, направленных в Минкомсвязи, указано, что ЦНИИС не учитывает максимальную нагрузку, так как уже существующее серверное оборудование способно обрабатывать любые объемы информации и такое понятие, как максимальная нагрузка, в данном случае излишнее. Как раз данный факт является значимым конкурентным преимуществом ЦНИИС при принятии решения о назначении оператора базы данных перенесенных номеров", — пояснил РБК daily советник руководителя Россвязи, курирующей ЦНИИС, Владимир Калинин.

Другим преимуществом г-н Калинин назвал более низкую себестоимость переноса номера абонента из одной сотовой сети в другую, что при одной и той же стоимости переноса для абонентов — 100 руб. за перенос одного номера — существенно увеличивает размеры перечислений в резерв универсального обслуживания по всем трем сценариям, разработанным для Минкомсвязи. Например, согласно первому сценарию, предусматривающему переход в первый-пятый годы 8, 12, 10, 6 и 5% абонентов, в случае назначения ЦНИИС в резерв универсального обслуживания будет перечислено 6,285 млрд руб., что на 2,042 млрд больше, чем в случае КЦ. При втором сценарии ЦНИИС может принести на 0,973 млрд больше, в третьем — на 0,548 млрд.

Минэкономразвития и ФАС по-прежнему выступают за конкурсную процедуру выбора оператора, а Минкомсвязи настаивает, что необходимости в конкурсе нет — иначе к 1 декабря, как предусматривает закон, никак не успеть.

В среду вечером Россвязь отправила в Минкомсвязи необходимые разъяснения. "Мы не теряем надежды, что оператором базы данных переносимости номеров станет именно ЦНИИС", — говорит Владимир Калинин.

Реакция Минкомсвязи на эти разъяснения пока неизвестна. Операторы же в этой ситуации официально предпочитают сохранять нейтралитет. "Выбор оператора базы данных перенесенных номеров — прерогатива правительства, — говорит представитель МТС Ирина Агаркова. — Оно должно утвердить предложенного кандидата. Важно, чтобы претендент мог обеспечить бесперебойную, стабильную и эффективную работу базы данных".

Неофициально операторы говорят, что не доверяют проекту КЦ. "Существуют промышленные решения, работающие уже в разных странах и имеющие практический опыт. Адаптировать уже разработанную систему к национальным требованиям проще, чем сочинять совершенно новую систему с нуля, — предлагает источник, близкий к одному из операторов. — И решение будет более устойчивым, по крайней мере в первые один-два года, которые в условиях "пожарного запуска" наиболее критичны".

Впрочем, директор КЦ Андрей Колесников считает подобные суждения "смехотворными": "Вся телефония в данном случае реализована на стороне оператора, а логистика переноса телефонного номера мало чем отличается от традиционной модели передачи доменных имен от регистратора к регистратору, а именно в этой области мы работаем уже много лет".