Сергей ‌Жучков, директор по работе с операторами связи компании "КРОК" (ЗАО "­КРОК ­инкорпорейтед")
09.12.2013

Операторы сотовой связи несут существенные капитальные затраты, большая часть которых может идти на строительство сетей LTE. К ним добавляются расходы на обеспечение переносимости номера между операторами (MNP) и инвестиции в повышение качества предоставляемых услуг. О решении, позволяющем операторам связи сократить расходы за счет оптимизации мобильного трафика, корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину рассказал директор по работе с операторами связи компании "КРОК" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Сергей ЖУЧКОВ.

- Какие основные проблемы операторов связи вы можете назвать?

- Особенность отрасли связи заключается в том, что количество задач, требующих значительных капитальных затрат, все время увеличивается. Например, возникает необходимость внедрить MNP. При этом нужно продолжать строить сети 3G и LTE, вкладываться в улучшение качества традиционных сервисов. Конкуренция растет, операторам приходится оптимизировать тарифы. Все это означает, что одним из важных конкурентных преимуществ становится возможность оперативного управления капитальными затратами.

- Разве операторы не управляют своими затратами?

- Конечно, управляют. Можно, например, посмотреть на традиционный процесс планирования сети для услуг передачи данных. Представители отдела маркетинга оператора говорят, что объем трафика в сети вырастет в N раз. В отделе планирования сети N делят на пропускную способность одной базовой станции, умножают на стоимость с учетом всех расходов и говорят, что им нужно X млн рублей, чтобы обеспечить указанный рост. Деньги закладываются в бюджет, и начинается стройка. Это, конечно, сильно утрированная схема, но она отражает принцип.

Однако тут появляется новая задача – внедрить фильтрацию трафика, по которой определенным возрастным категориям доступны разные ресурсы. Что будет делать оператор? Он должен изыскать дополнительные средства, отказавшись, например, от части планов по развитию сети. Но ведь маркетинговые планы никуда не ушли, да и конкуренты не спят. Отказываясь от планов по развитию, оператор вынужден пересматривать свои стратегические задачи. Он больше не догоняет конкурентов, а удерживает рынок. Не удерживает лидерство, а борется за него.

- Расскажите подробнее, какие шаги должны предпринимать операторы, чтобы иметь возможность более гибко управлять затратами?

- Большинство операторов используют технологии оптимизации сетей для того, чтобы с меньшими затратами обслуживать больше абонентского трафика, не теряя в качестве обслуживания. Оптимизируя свои сети, сотовые компании могут повышать скорость обмена данными, сжимать видео, делать интернет-сервисы более удобными, управлять перегрузками сети. При такой оптимизации потребность в сетевых ресурсах можно регулировать.

Абоненту, например, не всегда нужна избыточная полоса пропускания трафика, так как, если он скачивает файл по протоколу P2P, ему непринципиально, чтобы закачка происходила на максимальной скорости. В этом случае часть полосы пропускания можно передать другому сервису.Еще пример: вы скачиваете на телефон изображение в высоком разрешении. Но на мобильном устройстве все равно нет возможности посмотреть его в исходном размере. Поэтому если оператор уменьшает картинку до того размера, который поддерживает экран вашего телефона, решаются сразу две задачи: к радости абонента изображение загрузится быстрее, к удовольствию сотовой компании будет использовано меньше дорогостоящего ресурса радиодоступа. Такой же механизм работает и с видеофайлами.

При этом современные решения такого класса позволяют выбирать критерии, по которым производится оптимизация. Правила могут быть сколь угодно сложными, например: для 20 % наиболее высокодоходных абонентов оптимизация производится без видимого влияния на изображение; для тех, у кого плохие условия приема, применяется максимальное сжатие; для возрастной группы до 20 лет – средняя степень сжатия.

Мировая практика внедрения систем оптимизации трафика показывает, что они окупаются в течение года или даже быстрее. Именно такие решения позволяют оптимизировать затраты, освобождая капитальные ресурсы, которые можно инвестировать в проекты по управлению качеством сервисов, в строительство сети или решение других задач.

- Приведите, пожалуйста, примеры решений подобного класса.

- "КРОК" предлагает операторам решение по управлению трафиком Mobixell Seamless Access. В нем используются технологии, которые улучшают воспринимаемое абонентом качество за счет сокращения времени загрузки контента на мобильное устройство. Кроме того, оно предоставляет возможность по генерации дополнительной прибыли, мониторингу лояльности абонента, продаже услуг. Так, в одном из наших совместных проектов мы увеличили скорость мобильного Интернета на 15 %, а пропускную способность сети – на 30 %.

Еще один плюс Seamless Access – технология Customer Engagement Toolbar. Это панель на экране абонентского устройства, на которой отображаются любые необходимые клиенту сведения. Например, баланс, информация о возможности подключения новых тарифных планов или ссылка на доступ в личный кабинет. Данный инструмент позволяет оператору непрерывно взаимодействовать с абонентом, анализировать его потребности, чтобы предлагать ему дополнительные услуги. С разрешения пользователя на панели может демонстрироваться контекстная реклама.

Благодаря тому что оператор анализирует весь трафик, он может определять, насколько качественно предоставляется сервис передачи данных. Предположим, очень медленно происходит загрузка каких-либо страниц или видео. Решение Mobixell позволяет определить источник этой задержки. Подобным же образом можно собирать статистику по качеству сервиса, предоставляемого определенным группам абонентов в режиме реального времени. Например, оператор считает, что нужно сосредоточить усилия на удержании 20 % абонентов, приносящих наибольший доход. В этом случае он может контролировать качество предоставляемых данным абонентам услуг вне зависимости от того, где они находятся.

- Кто занимается поддержкой: сам оператор или специалисты "КРОК"?

- Возможна любая схема сотрудничества. Самый распространенный вариант – когда наши специалисты размещают всю инфраструктуру на площадке оператора и полностью передают ее под управление заказчика. Многие операторы предпочитают работать именно таким образом, поскольку это позволяет капитализировать затраты на внедрение.

Мы можем предоставить решение по схеме IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как сервис), то есть установить программно-аппаратный комплекс в дата-центре "КРОК". В этом случае заказчик сам управляет всеми ресурсами. Существует и промежуточный вариант: внедряем систему в сети оператора и берем на себя работу по ее полному обслуживанию.

Мнение

Алекс Цейтлин, младший вице-президент Mobixell по России и СНГ:

"Решение Mobixell Seamless Access для оптимизации веб- и видеотрафика позволяет оператору, сохранив инфраструктуру сети, обслуживать больше абонентов, предоставляя при этом хорошее качество услуг. Кроме того, мобильным операторам крайне интересны решения по ускорению передачи данных за счет оптимизации TCP и динамического изменения битрейта видеопотока (Smooth DBRA). Это дает возможность избежать прерываний и задержек при просмотре видео в условиях изменяющихся параметров мобильных сетей.

Решение Seamless Access применимо для сетей любых стандартов. Установив систему на сети 3G, оператор получит преимущество при переходе на LTE. Такие программные комплексы целесообразно включать в стратегию технологического развития любой сотовой компании. Некоторые мобильные операторы уже внедрили подобное решение, но не у всех оно работает эффективно. Например, внедренная система может быть предназначена преимущественно для сжатия изображений, в то время как большую часть ресурсов поглощает передача видеофайлов.

Сегодня в Интернете доминируют крупные игроки, такие как Google, "Яндекс" и Facebook. А операторам приходится искать свою нишу, где они смогут оказывать дополнительные услуги, которые будут иметь ценность для пользователей и позволят операторам найти дополнительные источники дохода. Основная тенденция здесь – движение сотовых компаний к созданию средств взаимодействия с клиентами. Пример – многофункциональные панели инструментов. Они помогают легко создавать услуги, нужные пользователям, одновременно продвигая те сервисы, которые позволят самим операторам получить дополнительный доход. Например, поле поиска, внедренное в панель инструментов, сравнение цен в реальном времени, баннерная реклама – и это вместе с доступом к таким классическим услугам, как пополнение баланса и переход на новый тарифный план".