Наталья Синдеева, генеральный директор телеканала "Дождь"
Катерина Китаева
02.04.2014

24 марта телеканал "Дождь" устроил марафон по сбору средств. Телезрителям предлагалось перечислить телеканалу деньги на счет в банке. За семь дней "Дождь" собрал около 40 млн руб., этого хватит на 50 дней вещания, говорит генеральный директор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева. В интервью корреспонденту РБК daily Катерине Китаевой она рассказала, как телеканал будет жить дальше, какую часть расходов пришлось сократить и почему "Дождь" не собираются закрывать.

- В воскресенье закончился марафон телеканала "Дождь". Вы можете уже озвучить, сколько денег собрал канал? Была цифра, что вам хватит средств на 50 дней вещания.

- Сейчас мы можем назвать промежуточный итог - это около 40 млн руб. Нам нужно несколько дней, чтобы мы смогли увидеть все перечисления через банк, и тогда мы сможем назвать финальную цифру. Сегодня мы утвердили бизнес-план на ближайшие полгода, с учетом сокращения расходов, собранных денег и потенциальных доходов от рекламы. Если у нас получится следовать ему, то "Дождь" будет жить.

- Вы говорили, что телеканал резко сократил расходы. А что пришлось урезать в первую очередь?

- Сейчас мы сократили зарплаты сотрудников на 30%, отказались от некоторых программ, постепенно уменьшаем объем вещания.

- Еще у телеканала "Дождь" продолжается история с арендой помещения на "Красном Октябре", когда вам отказали продлевать договор. Как-то удалось решить проблему или вам сейчас предстоит искать новое место?

- Пока нет никакого решения, надеемся, что нам удастся договориться, потому что переезд - это большая проблема и дополнительные затраты.

- Вот сейчас телеканал собрал 40 млн, пройдет три месяца, а есть понимание, как дальше и на какие средства будет существовать "Дождь"?

- Для себя мы решили, что будем делать все возможное, чтобы сохранить телеканал. О закрытии речи пока нет. Если мы поймем, что можем где-то еще сократить расходы, сделаем это. Если нужна будет помощь зрителей - снова проведем марафон по сбору средств. Сегодня замминистра Минкомсвязи Алексей Волин сказал, что операторы могут вернуть "Дождь" на коммерческих условиях. Если мы вернемся в пакеты, то постепенно вернем и телевизионные рекламные бюджеты.

- А почему телеканалу "Дождь" не пойти по модели общественного телевидения, чтобы зрители платили за телеканал?

- Действительно, мы получили хороший опыт краундфандинга. Но общественное телевидение - это не только сбор денег с населения. Это определенный договор между каналом и обществом. Эта модель требует серьезной проработки и серьезных изменений в структуре "Дождя".

- Вы изучали географию платежей. Кто больше всего платит за "Дождь"?

- Конечно, в основном это Россия. Москва и регионы распределились примерно 50 на 50%. С точки зрения сумм, конечно, столичные зрители готовы платить больше. Также мы наблюдали, что "Дождю" помогали и жители ближнего и дальнего зарубежья.

- Операторы платного ТВ на Украине включили вас в свои пакеты, исключив российские федеральные каналы вроде НТВ. Как так получилось?

- Сама ситуация с отключением федеральных телеканалов мне не нравится, так же как и ситуация с выключением "Дождя". Должно быть много разных каналов, мнений, точек зрения. Это подтверждение свободного демократического общества. Мы целый год вели переговоры с украинскими вещателями, но не могли получить адаптацию (условно, лицензию на работу на Украине). Сейчас этот вопрос решен, и мы финализировали финансовые условия с оператором "Воля". То, что мы попали в пакеты украинских операторов одновременно с выключением из них крупных российских каналов, - чистое совпадение. Увидеть украинский прирост не можем, так как там нас пока не измеряют.

- Скажите, а много рекламодателей сняли свои контракты в связи с отключением?

- Да, некоторые рекламодатели ушли. Одна из причин - потеря технического охвата. Но вот реальное телесмотрение, по последним данным TNS, упало не сильно. Посмотрим, что будет дальше. Более того, мы растем в Интернете, на платформе Smart TV. Надеюсь, что коммерческие интересы наших рекламодателей перевесят их неуверенность в размещении рекламы на "Дожде", так как наша аудитория очень привлекательна и уникальна.