Отраслевая WMS - лекарство по рецепту

Трудно отрицать, что между спецификой бизнеса и выбором системы автоматизации бизнес-процессов существует прямая зависимость. При выборе оптимального решения для управления складом следует в первую очередь определиться с целями и проблемами, которые оно должно решать. Универсальные варианты, заявленные как подходящие компаниям с самой разной отраслевой специализацией, зачастую не справляются с поставленными задачами.
Формальный подход к выбору системы класса WMS изначально неверен. Представим, что всем своим пациентам врач прописывает рыбий жир – не сделав ни одного анализа и даже не выслушав посетителя. Приблизительно то же самое происходит с компаниями, которые для узких задач складской логистики выбирают ИT-решения широкого профиля вместо того, чтобы обратиться к отраслевым продуктам.
На первый взгляд, у всех торговых сетей, независимо от типа реализуемой продукции, очень много общего. В действительности же эффективное управление складом во многом зависит от профиля каждой из сетей. Потребности крупных логистических операторов во многом будут отличаться от того, что необходимо, например, сети магазинов косметики. Нельзя приравнивать склад одежды к складу косметики, продуктов питания или стройматериалов.
Когда речь идет о магазинах, специализирующихся на продаже бытовой техники и электроники, одна из ключевых задач решения – обеспечить учет серийных номеров продукции. По ним отслеживаются сведения о спецификации товара, чтобы заказчик получал товар в необходимой ему конфигурации, проверяется наличие сертификатов качества. Кроме того, учет серийных номеров очень важен для управления возвратами продукции, для отделов сервисного обслуживания сетей - отслеживать периоды гарантийной поддержки.
Для сетей стройматериалов система должна учитывать нестандартные параметры, например весогабариты или тип продукции (сыпучие материалы, горючие вещества). На складах компаний, реализующих стройматериалы и технику, также активно используется напольное хранение. Все эти особенности поддерживают специализированные системы управления складом.
Если же решение требуется розничной сети, реализующей товары ежедневного потребления, например продукты питания, акцент делается на работе со скоропортящейся продукцией. Нужна система, которая позволит отслеживать сроки годности и полноту поставок товара в режиме реального времени, вести строгий учет той продукции, которая продается на вес или фасуется в коробках, оперативно проверять наличие сертификатов качества. Это могут быть овощи или фрукты, молочные и мясные продукты, рыба и т.д. При неправильном управлении продовольственным складом издержки, связанные с порчей продукции, могут доходить до 20%. Также часто важно в течение суток обрабатывать заявки магазинов на пополнение. Тюменский холдинг "Партнер", занимающийся продуктовой розницей, смог решить эти и другие задачи складской логистики с помощью решений Columbus Food Retail и Columbus WMS на платформе Microsoft Dynamics AX.
Система класса WMS, аккумулируя всю информацию о товаре, позволяет распределить партии по срокам годности, оперативно резервировать их за магазинами и подбирать заказы по принципу FEFO (первым пришел, первым отгрузили). Данные о количестве товара и сроках годности сверяются со сведениями поставщиков, помогая сети определять недопоставки и перепоставки, проверить сопроводительную документацию к каждой партии.
Специфика сетей, реализующих одежду и обувь, в первую очередь состоит в регулярном обновлении ассортимента согласно сезонным тенденциям с учетом таких параметров, как размер и цвет той или иной модели. Также важно обеспечить быстрое и точное пополнение магазинов согласно их потребностям. В отличие от продуктовой розницы, здесь нет нужды в ежедневной реализации или списывании излишков, которые быстро портятся. Жизненный цикл товаров составляет от пары месяцев до года. Длительное хранение на складе обходится дорого. Когда прибывает новая коллекция, магазины проводят распродажи, ликвидируя "лишние" запасы. Чтобы еще больше сократить затраты на обработку товара, на складах используется смешанное хранение товаров, например хранение в ячейке одной модели различных цветов и размеров или разных моделей из новой и старой коллекции. WMS помогает эффективно управлять этим процессом.
К примеру, решение Columbus WMS на основе Microsoft Dynamics AX поддерживает круглосуточную работу двух сортировочных центров и 15 региональных складов розничной сети KARI. На всех складах ритейлера используется смешанное хранение товара. С учетом старых коллекций на складе KARI хранится до 15 тысяч номенклатур.
Эта же система помогла розничной мультибрендовой онлайн-сети Obuv.com сократить время сборки заказов и улучшить их качество. Результат не заставил себя ждать: в течение первых нескольких месяцев после внедрения решения количество претензий магазинов снизилось на 8%, были оптимизированы места хранения товара, появилась возможность комплектовать больше товара на том же участке.
Показателен пример компании "Юрвес", специализация которой – дистрибуция бытовой химии и косметики. Выбранная компанией полнофункциональная система класса WMS позволила "привязывать" товар к адресам доставки (например, к конкретным розничным магазинам) еще до его поступления на склад. Полученный товар размещается для хранения непосредственно в ячейках клиента или же сразу направляется в зону отгрузки (в зависимости от условий заказчика). Эта технология называется "револьверной" обработкой товара и позволяет существенно сократить логистические затраты. В случае компании "Юрвес" издержки снизились на треть. Кроме того, благодаря новой технологии были полностью исключены потери и кражи товара. Если до внедрения Columbus WMS "Юрвес" теряла до 10% от оборота продаж, то после эта цифра упала до 0,1%.
При правильном выборе WMS компания сможет гораздо эффективней управлять складом и существенно снизить издержки. Грамотно подобранное решение учитывает особенности конкретного бизнеса, его легко адаптировать под потребности компании и настраивать с учетом любых изменений во внутренних процессах. В этом случае оборачиваемость склада и скорость исполнения заказов может вырасти в несколько раз.
