Р(э)волюция в эксплуатационном управлении телекоммуникациями
Вопросам автоматизации эксплуатационных процессов телекоммуникационной инфраструктуры в отраслевой прессе посвящено немало статей. Но значение ИТ-составляющей в бизнесе операторов связи не менее важно. Об этих тенденциях рассуждает профессор, доктор технических наук Борис Гольдштейн, один из создателей уникальной научной школы и талантливых коллективов разработчиков, действующих в Петербурге, на базе кафедры инфокоммуникационных систем СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича и научно-технических центров "Аргус", "Протей", "Севентест".
Несмотря на радикальные перемены на рынке связи в последнее время, я все же считаю, что это эволюция, а не революция. Под революцией обычно подразумевают принцип "…до основанья, а затем…", мы же наблюдаем эволюцию, просто ускоренную, как и все в XXI веке. Полного исчезновения "динозавров" – традиционных телекомов, – которое предсказывали многие аналитики, не произошло. "Ростелеком", как и его зарубежные коллеги, жив, здоров и даже научился уживаться со Skype, Viber, WhatsApp. Но системы управления бизнес-процессами у этих операторов изменились радикально, как, впрочем, и сами бизнес-процессы.
В соответствии с заявленной в заголовке тематикой сегодня мы говорим о НТЦ "Аргус", созданном еще в конце ХХ века в Петербурге, российской телеком-столице, на базе знаменитых отраслевых центров отечественных телекоммуникаций НПО "Красная Заря", ЛОНИИС и СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. Оттуда почти все 140 инженеров компании, средний возраст которых вдвое превышает возраст самого НТЦ "Аргус" и составляет около 28 лет.
Компания была создана в составе группы компаний (ГК) "Экран", послужившей своего рода инкубатором для инновационных НТЦ "Аргус", "Протей", "Севентест". Спустя несколько лет эти стартапы превратились в самостоятельные и весьма авторитетные научно-технические центры, обладающие внушительными портфелями уникальных разработок в разных направлениях инфокоммуникаций, десятками патентов и свидетельств о регистрации алгоритмов и программ. Задачи ГК "Экран" оказались выполненными, а сам "Экран" переместился в Москву, сохранив за собой отдельные функции организационно-технического сопровождения проектов.
К слову об инкубаторе. Наши НТЦ создавались на рубеже веков. Кстати, тогда же нам удалось продемонстрировать руководству отрасли наш технопарк и получить одобрение, а уже после этого на самом высоком уровне была сформулирована задача строительства технопарков. Следующей реинкарнацией этих идей стало Сколково. Возможно, конечно, что на эту реинкарнацию повлиял не наш ИТ-парк, а информация о технопарках Кремниевой долины или продемонстрированные чуть позже, во время поездки президента РФ в Индию, индийские технопарки.
У нас развитие шло совсем иначе: на строительство новых объектов недвижимости мы не имели времени и средств, поэтому обошлись построенными еще в позапрошлом веке компанией Ericsson заводскими стенами "Красной Зари", а все усилия и средства вложили в разработки, которые успешно функционируют у отечественных операторов связи, а также в ближнем и дальнем зарубежье, и в первую очередь в самих разработчиков, в их обучение, воспитание, подготовку.
Секрет успеха OSS-решений НТЦ "Аргус" на российском рынке заключается в том, что он не только и не столько наш – скорее, это успех оператора с нашим участием. Только так можно построить работающий процесс, добиться стыка организационной, технологической и ИТ-составляющей. Используемые OSS/BSS-системы - лишь средство, но оно должно быть хорошо продуманным, учитывающим тенденции и подлежащим развитию. В рамках проектов мы всегда старались решить не только записанную в ТЗ частную задачу, но и в первую очередь задачу совершенствования бизнес-эксплуатации в целом.
Второй секрет – серьезные вложения в научную составляющую разработки, в команды аналитиков, которые глубоко исследуют текущие и перспективные бизнес-процессы оператора, в обучение таких команд. Все это затраты, но они необходимы. Рядовой пример исследования аналитиков – работа с оконечным оборудованием. Начав с необходимости его учета в работе оператора, они пришли к целой системе управления жизненным циклом этого оборудования. Соответственно, из модуля СРЕ (система управления абонентским оборудованием) в NRI (система учета сетевых ресурсов) появилось новое RMS-решение (RMS – система управления ресурсами).
Поставщики OSS/BSS-систем постепенно отходят от разработки точечных решений и все чаще выводят на рынок комплексные системы автоматизации бизнес-процессов операторов связи. Происходит это потому, что точечные решения при сегодняшнем многообразии задач не внедрить, так как можно погрязнуть в многочисленных интеграциях и согласованиях. Но бывают и иные ситуации, поэтому всегда требуется компромисс. Стандартные комплексные решения не подойдут крупному оператору, потому что не перекроют в должной степени сразу всех его потребностей. Тут предпочтительнее взаимоувязанное решение, которое может быть построено из логически близких друг другу систем (биллинг, технический учет, мониторинг, фрод-менеджмент, комплексная техподдержка) и может меняться в зависимости от особенностей и исторически сложившейся конфигурации сети оператора.
Альтернативным операторам, наоборот, удобно работать с простым комплексным решением, что показывает опыт поставок наших коробочных решений – OSS-систем "Прайм". В тех и этих решениях мы базируемся на идеологии ассоциации TM Forum, многолетним членом которой НТЦ "Аргус" является, поэтому мы накопили хороший опыт построения на базе многоуровневой модели бизнес-процессов управления eTOM (Enhanced Telecom Operations Map) и карты TAM (Telecom Application Map), разработанных TM Forum, конкретных матриц, соответствующих сети и бизнес-процессам определенного оператора. Нам удалось поставить решения НТЦ "Аргус" и в другие страны, прежде всего на постсоветское пространство, где общая с Россией история развития сетей. "Узбектелеком" постепенно обрастает OSS-системами на основе NRI от "Аргуса" - процесс небыстрый, но продуманный и стабильный. Очень живой рынок в Казахстане, где устанавливаются не только базовые продукты типа NRI, но и системы управления эксплуатационным персоналом (WFM). Мы работаем над интересными проектами с операторами связи в Азии, Латинской Америке, Африке, где еще только идет борьба за рынок. В России по объему проданных OSS-систем мы пока тоже не лидеры, а вот по объему систем, запущенных у отечественных операторов в промышленную эксплуатацию, – уже вполне возможно.
Кроме того, у НТЦ "Аргус" есть уникальные предложения по решению проблемы оттока абонентов для операторов фиксированной связи. Крупному оператору сложнее следить за удовлетворенностью клиентов качеством сервиса, а сбор обратной связи не всегда эффективен. Современный клиент воспринимает качество и как качество услуги (канал, надежность), и как качество сервиса (вежливость, отзывчивость, оперативность сотрудников оператора в работе с ним).
Подробно мы рассказали об этом в статье "Абоненты на всю жизнь" в журнале "Стандарт" №4 (135) за 2014 год. Хочу подчеркнуть, что для противодействия оттоку необходимы средства мониторинга степени лояльности клиента, оценки вероятности оттока и организации действий по его удержанию, которые базируются на системе техподдержки, новых политиках в системе WFM (в том числе и при расставлении приоритетов и назначении специалистов) и, конечно, на программных средствах бизнес-аналитики, позволяющих делать прогнозное сегментирование клиентов по вероятности оттока с помощью разработанных нами оригинальных алгоритмов Data Mining.
НТЦ "Аргус" продолжает совершенствовать OSS-решения, которые ориентированы на работу в сетях NGN/IMS/LTE-Advanced. Так что мы готовы к вызовам, которые сегодня-завтра бросят нам операторы. Несколько сложнее с тем, что потребуется завтра-послезавтра. Прежде всего, это управление программно конфигурируемыми сетями (SDN), которые представляются наиболее вероятной перспективой для сетей пост-NGN.
Именно на этих направлениях сосредоточены основные силы разработчиков "Аргуса". Эта работа включает новые патенты и сертификаты, активную работу с TM Forum, которому хотелось бы выразить признательность за возможность плодотворного обмена идеями и анализа перспектив развития инфокоммуникаций, а также за научные публикации и защищенные диссертации.
И в заключение еще об одном, чрезвычайно важном. Мы теснейшим образом сотрудничаем с СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. Большинство наших инженеров – выпускники СПбГУТ, а некоторые из них, став ведущими научными сотрудниками в НТЦ "Аргус", сами преподают там и защищают диссертации по тематике "Аргуса". Процесс этот не прекращается уже два десятилетия. Перефразируя советского поэта Евгения Винокурова, скажу: "Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться".
Мы поддерживаем эту деятельность самым серьезным образом: на кафедре инфокоммуникационных систем в СПбГУТ есть учебно-исследовательская лаборатория "Аргус", ведется серьезная работа и на базовой кафедре "Ростелекома" в том же вузе.
Выпускники бостонского MIT или Стэнфорда вряд ли приедут к нам работать, а выпускники российских вузов не всегда обладают должной подготовкой для решения современных задач. Так что если не мы сами, то кто для нас подготовит талантливых разработчиков?