Борис Гольдштейн: "Используемые OSS/BSS-системы - лишь средство, но оно должно быть хорошо продуманным, учитывающим тенденции и подлежащим развитию"
Борис Гольдштейн
основатель ООО "Научно-технический центр "Аргус"
© ComNews
11.09.2014

Вопросам автоматизации эксплуатационных процессов телекоммуникационной инфраструктуры в отраслевой прессе посвящено немало статей. Но значение ИТ-составляющей в бизнесе операторов связи не менее важно. Об этих тенденциях рассуждает профессор, доктор технических наук Борис Гольдштейн, один из создателей уникальной научной школы и талантливых коллективов разработчиков, действующих в Петербурге, на базе кафедры инфокоммуникационных систем СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича и научно-технических центров "Аргус", "Протей", "Севентест".

Несмотря на радикальные перемены на рынке связи в последнее время, я все же считаю, что это эволюция, а не революция. Под революцией обычно подразумевают принцип "…до основанья, а затем…", мы же наблюдаем эволюцию, просто ускоренную, как и все в XXI веке. Полного исчезновения "динозавров" – традиционных телекомов, – которое предсказывали многие аналитики, не произошло. "Ростелеком", как и его зарубежные коллеги, жив, здоров и даже научился уживаться со Skype, Viber, WhatsApp. Но системы управления бизнес-процессами у этих операторов изменились радикально, как, впрочем, и сами бизнес-процессы. 

В соответствии с заявленной в заголовке тематикой сегодня мы говорим о НТЦ "Аргус", созданном еще в конце ХХ века в Петербурге, российской телеком-столице, на базе знаменитых отраслевых центров отечественных телекоммуникаций НПО "Красная Заря", ЛОНИИС и СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. Оттуда почти все 140 инженеров компании, средний возраст которых вдвое превышает возраст самого НТЦ "Аргус" и составляет около 28 лет.

Компания была создана в составе группы компаний (ГК) "Экран", послужившей своего рода инкубатором для инновационных НТЦ "Аргус", "Протей", "Севентест". Спустя несколько лет эти стартапы превратились в самостоятельные и весьма авторитетные научно-технические центры, обладающие внушительными портфелями уникальных разработок в разных направлениях инфокоммуникаций, десятками патентов и свидетельств о регистрации алгоритмов и программ. Задачи ГК "Экран" оказались выполненными, а сам "Экран" переместился в Москву, сохранив за собой отдельные функции организационно-технического сопровождения проектов.

К слову об инкубаторе. Наши НТЦ создавались на рубеже веков. Кстати, тогда же нам удалось продемонстрировать руководству отрасли наш технопарк и получить одобрение, а уже после этого на самом высоком уровне была сформулирована задача строительства технопарков. Следующей реинкарнацией этих идей стало Сколково. Возможно, конечно, что на эту реинкарнацию повлиял не наш ИТ-парк, а информация о технопарках Кремниевой долины или продемонстрированные чуть позже, во время поездки президента РФ в Индию, индийские технопарки.

У нас развитие шло совсем иначе: на строительство новых объектов недвижимости мы не имели времени и средств, поэтому обошлись построенными еще в позапрошлом веке компанией Ericsson заводскими стенами "Красной Зари", а все усилия и средства вложили в разработки, которые успешно функционируют у отечественных операторов связи, а также в ближнем и дальнем зарубежье, и в первую очередь в самих разработчиков, в их обучение, воспитание, подготовку.

Секрет успеха OSS-решений НТЦ "Аргус" на российском рынке заключается в том, что он не только и не столько наш – скорее, это успех оператора с нашим участием. Только так можно построить работающий процесс, добиться стыка организационной, технологической и ИТ-составляющей. Используемые OSS/BSS-системы - лишь средство, но оно должно быть хорошо продуманным, учитывающим тенденции и подлежащим развитию. В рамках проектов мы всегда старались решить не только записанную в ТЗ частную задачу, но и в первую очередь задачу совершенствования бизнес-эксплуатации в целом.

Второй секрет – серьезные вложения в научную составляющую разработки, в команды аналитиков, которые глубоко исследуют текущие и перспективные бизнес-процессы оператора, в обучение таких команд. Все это затраты, но они необходимы. Рядовой пример исследования аналитиков – работа с оконечным оборудованием. Начав с необходимости его учета в работе оператора, они пришли к целой системе управления жизненным циклом этого оборудования. Соответственно, из модуля СРЕ (система управления абонентским оборудованием) в NRI (система учета сетевых ресурсов) появилось новое RMS-решение (RMS – система управления ресурсами).

Поставщики OSS/BSS-систем постепенно отходят от разработки точечных решений и все чаще выводят на рынок комплексные системы автоматизации бизнес-процессов операторов связи. Происходит это потому, что точечные решения при сегодняшнем многообразии задач не внедрить, так как можно погрязнуть в многочисленных интеграциях и согласованиях. Но бывают и иные ситуации, поэтому всегда требуется компромисс. Стандартные комплексные решения не подойдут крупному оператору, потому что не перекроют в должной степени сразу всех его потребностей. Тут предпочтительнее взаимоувязанное решение, которое может быть построено из логически близких друг другу систем (биллинг, технический учет, мониторинг, фрод-менеджмент, комплексная техподдержка) и может меняться в зависимости от особенностей и исторически сложившейся конфигурации сети оператора.

Альтернативным операторам, наоборот, удобно работать с простым комплексным решением, что показывает опыт поставок наших коробочных решений – OSS-систем "Прайм". В тех и этих решениях мы базируемся на идеологии ассоциации TM Forum, многолетним членом которой НТЦ "Аргус" является, поэтому мы накопили хороший опыт построения на базе многоуровневой модели бизнес-процессов управления eTOM (Enhanced Telecom Operations Map) и карты TAM (Telecom Application Map), разработанных TM Forum, конкретных матриц, соответствующих сети и бизнес-процессам определенного оператора. Нам удалось поставить решения НТЦ "Аргус" и в другие страны, прежде всего на постсоветское пространство, где общая с Россией история развития сетей. "Узбектелеком" постепенно обрастает OSS-системами на основе NRI от "Аргуса" - процесс небыстрый, но продуманный и стабильный. Очень живой рынок в Казахстане, где устанавливаются не только базовые продукты типа NRI, но и системы управления эксплуатационным персоналом (WFM). Мы работаем над интересными проектами с операторами связи в Азии, Латинской Америке, Африке, где еще только идет борьба за рынок. В России по объему проданных OSS-систем мы пока тоже не лидеры, а вот по объему систем, запущенных у отечественных операторов в промышленную эксплуатацию, – уже вполне возможно.

Кроме того, у НТЦ "Аргус" есть уникальные предложения по решению проблемы оттока абонентов для операторов фиксированной связи. Крупному оператору сложнее следить за удовлетворенностью клиентов качеством сервиса, а сбор обратной связи не всегда эффективен. Современный клиент воспринимает качество и как качество услуги (канал, надежность), и как качество сервиса (вежливость, отзывчивость, оперативность сотрудников оператора в работе с ним).

Подробно мы рассказали об этом в статье "Абоненты на всю жизнь" в журнале "Стандарт" №4 (135) за 2014 год. Хочу подчеркнуть, что для противодействия оттоку необходимы средства мониторинга степени лояльности клиента, оценки вероятности оттока и организации действий по его удержанию, которые базируются на системе техподдержки, новых политиках в системе WFM (в том числе и при расставлении приоритетов и назначении специалистов) и, конечно, на программных средствах бизнес-аналитики, позволяющих делать прогнозное сегментирование клиентов по вероятности оттока с помощью разработанных нами оригинальных алгоритмов Data Mining.

НТЦ "Аргус" продолжает совершенствовать OSS-решения, которые ориентированы на работу в сетях NGN/IMS/LTE-Advanced. Так что мы готовы к вызовам, которые сегодня-завтра бросят нам операторы. Несколько сложнее с тем, что потребуется завтра-послезавтра. Прежде всего, это управление программно конфигурируемыми сетями (SDN), которые представляются наиболее вероятной перспективой для сетей пост-NGN.

Именно на этих направлениях сосредоточены основные силы разработчиков "Аргуса". Эта работа включает новые патенты и сертификаты, активную работу с TM Forum, которому хотелось бы выразить признательность за возможность плодотворного обмена идеями и анализа перспектив развития инфокоммуникаций, а также за научные публикации и защищенные диссертации.

И в заключение еще об одном, чрезвычайно важном. Мы теснейшим образом сотрудничаем с СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. Большинство наших инженеров – выпускники СПбГУТ, а некоторые из них, став ведущими научными сотрудниками в НТЦ "Аргус", сами преподают там и защищают диссертации по тематике "Аргуса". Процесс этот не прекращается уже два десятилетия. Перефразируя советского поэта Евгения Винокурова, скажу: "Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться".

Мы поддерживаем эту деятельность самым серьезным образом: на кафедре инфокоммуникационных систем в СПбГУТ есть учебно-исследовательская лаборатория "Аргус", ведется серьезная работа и на базовой кафедре "Ростелекома" в том же вузе.

Выпускники бостонского MIT или Стэнфорда вряд ли приедут к нам работать, а выпускники российских вузов не всегда обладают должной подготовкой для решения современных задач. Так что если не мы сами, то кто для нас подготовит талантливых разработчиков?

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты