© ComNews
22.10.2014

Вступил в силу законопроект о борьбе с SMS-спамом, запрещающий операторам рассылку SMS-рекламы без ведома абонента.

Согласно вступившим вчера поправкам в закон "О связи", любая компания желающая осуществлять SMS-рассылку должна будет заключить договор с оператором и получить разрешение от абонентов. В свою очередь пользователь на получение SMS-рассылки от любой компании должен дать свое согласие, пройдя двухуровневую авторизацию (письменно и через код, полученный по SMS). В дальнейшим абонент может отказаться от той или иной SMS-рассылки, на которую он дал согласие, обратившись к оператору. В случае если компания-отправитель рассылает SMS-рекламу без разрешения абонента, она будет оштрафована.

Также законопроект запрещает SMS-рассылку, осуществляемую с федеральных номеров (теперь абонент, получивший такое SMS, будет видеть номер отправителя в виде латинского текста и цифр). Законопроект не распространяется на SMS-сообщения от государственных органов, оповещения о чрезвычайных ситуациях, а также на рассылку от операторов, которая содержит информацию о нахождении в роуминге или пропущенных вызовах.

Операторы приветствуют изменения в законе "О связи". По мнению пресс-секретаря ОАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, оператор – это самый заинтересованный участник в цепочке рассылки, он заинтересован в том, чтобы права клиента не нарушались.

"Поскольку со всеми претензиями по поводу рассылок, на которые не было получено согласие, клиент идет к оператору. А недовольный клиент превращается сначала в нелояльного клиента, а потом и вовсе может перестать являться абонентом оператора. К примеру, по результатам нашего внутреннего опроса, проведенного в прошлом году, SMS-спам являлся второй по количеству нареканий причиной, раздражающей абонентов в сервисе оператора", - заметила в разговоре с репортером ComNews Анна Айбашева.

Поэтому, не дожидаясь вступления в силу поправок в закон "О связи", "ВымпелКом" еще с конца прошлого года развернул широкомасштабную программу по противодействию SMS-спаму, которая уже принесла свои плоды, добавила она. "По сравнению с ноябрем 2013 г. число спам-рассылок на наших клиентов стало меньше в 12 раз и составляет одно SMS в месяц на абонента. Компания ставит задачу минимизировать этот показатель и довести его до 0,5 SMS", - отметила Анна Айбашева.

По ее словам, еще в конце прошлого года "ВымпелКом" инициировал создание Антиспам-альянса из восьми крупных SMS-агрегаторов. "Все вместе мы договорились о противодействии рассылкам спама со своих технических площадок", - резюмировала Анна Айбашева.

"Только в рамках прямых договоров между оператором и заказчиком рассылок можно создать эффективную защиту абонентов от спама. Теперь заказчик рассылки обязан доказывать факт наличия согласия абонента на получение рассылки. И самое важное – новые нормы облегчают процедуру отказа от рассылок, для чего абоненту нужно будет просто обратиться к оператору, а не напрямую к распространителю сообщений", - в свою очередь подчеркнул в беседе с ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников.

По его словам, с лета прошлого года для борьбы со спамом и мошенничеством МТС начала переводить распространителей информационных и рекламных SMS с коротких и буквенно-символьных номеров на прямые договоры, в рамках которых компания может проверять согласие абонентов на получение рекламы. "В конце прошлого года на фоне резкого роста спама мы заблокировали прием SMS с таких номеров от рассыльщиков, у которых нет согласия абонентов на получение рекламы. В результате объем спама, поступающего в сеть МТС, сократился в пять раз, а количество жалоб наших абонентов снизилось более чем вчетверо", - подчеркнул Дмитрий Солодовников. Однако он не уточнил, о каких именно цифрах идет речь.

Другой оператор "большой тройки" – ОАО "МегаФон" - за 2013 г. заблокировал больше 1 млн спам-сообщений. "В 2014 г. - 600 млн сообщений", - уточнила в разговоре с репортером ComNews пресс-секретарь "МегаФона" Олеся Яременко.

"Поправки к закону "О связи" помогут нам усилить эффективность борьбы с мобильным спамом. Несмотря на достигнутые успехи в этой сфере, нам есть куда развиваться. Особенно ожидаемыми были поправки, связанные с возможностью блокировать нежелательные спам-рассылки с абонентских номеров других сетей", - отметил директор по предотвращению мошенничества "МегаФона" Сергей Хренов. По данным "МегаФона", в настоящее время более 90% жалоб клиентов компании на спам приходится на рассылки с абонентских номеров других операторов.

Компания Tele2 тоже полностью готова к изменениям в законодательстве и планирует в дальнейшем продолжать развивать систему защиты абонентов от SMS-рассылок, делая ее более персонифицированной.

"Tele2 давно ведет активную борьбу с недобросовестными распространителями рекламы. С ноября прошлого года Tele2 начала блокировать несанкционированные рассылки с коротких номеров, владельцы которых не заключили договор с оператором или с SMS-агрегатором, имеющим с Tele2 договорные отношения. Этот шаг позволил пропускать весь трафик через системы Tele2, обеспечивающие качественную фильтрацию сообщений и максимальную защиту абонентов", - заключила в беседе с ComNews пресс-секретарь Tele2 Ирина Рыбакова.