Юрий Бяков, основатель, президент и председатель правления группы "Астерос"
10.11.2014

О том, как маленькая интеграторская фирма BAC, возникшая в Москве перед самым экономическим кризисом 1998 года, превратилась в крупнейший российский технологический холдинг, лидера отечественного рынка в создании комплексной инфраструктуры и систем безопасности, корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал основатель, президент и председатель правления группы "Астерос" Юрий Бяков.

- Расскажите, как все начиналось в 1998 году, когда вы с партнерами создали компанию "Би-Эй-Си" (BAC).

- Цена входа на рынок тогда была очень невысока. И нам повезло. В 1998 году ирландская ИТ-фирма CSS, в которой мы работали, разорилась и оставила на волю судьбы свое российское подразделение в Москве. На тот момент это уже был известный бизнес: российский филиал CSS создал в том числе слаботочную систему для магазинов duty free в аэропортах, в частности в терминале F Шереметьево. Я и мои коллеги попытались делать то же самое, что и наши бывшие ирландские владельцы. Техническим директором компании, которую назвали BAC, стал Игорь Регельсон, коммерческим – ​Александр Данилин.

- В чем же конкретно было везение?

- То время напоминало нынешнее. Курс доллара быстро шел вверх, тяжело было управлять складскими запасами, выплачивать зарплату, обеспечивать поставщикам и подрядчикам 100 %-ную предоплату. Наши молодость и бедность оказались преимуществом. Любую работу мы делали на совесть, обещания выполняли день в день, это очень нравилось нашим первым заказчикам.

- Кстати, кто оказался первым клиентом BAC?

- Это была страховая компания "РЕСО-Гарантия". Ее ИТ-департамент возглавлял Алексей Чемисов – ​сегодня в группе "Астерос" он отвечает за работу со страховым сектором. Мы организовали для страховщиков поставку компьютеров, построили слаботочную систему в офисах. Второй наш клиент – ​PWC. Компания переезжала в офис на Космодамианскую набережную, и BAC стала исполнителем самого крупного в России проекта – ​по созданию телефонной и компьютерной разводки на 4,1 тыс. портов.

- Почему именно BAC получила этот заказ?

- Имена российских исполнителей на молодых, несформировавшихся рынках СКС и офисных систем мало что говорили заказчику. Немногочисленные компании крупного и среднего бизнеса в России выбирали или западных партнеров, или хорошо известных им местных профессионалов. В PWC знали Игоря Регельсона, доверяли нашей команде. Мы были для них "ребятами, которые работали у ирландцев". Следующим нашим клиентом стал московский офис Nestle. Так очень быстро референс-лист BAC пополнился именами мирового уровня. Создание инфраструктуры зданий и сооружений осталось важным направлением нашего бизнеса. Например, в следующий переезд PWC, в офисный центр "Белая площадь" на "Белорусской", мы создали для клиента все коммуникационные, мультимедийные и инженерные системы. В списке знаковых проектов "Астерос" – ​инженерные коммуникации банка ВТБ в "Башне Федерация" в "Москва-Сити". Дальше мы начали контрактовать офисные проекты один за одним. А позже вышли и на более крупные заказы: например, спроектировали и внедрили все системы жизнеобеспечения и коммуникаций на 58 объектах Олимпийской деревни в Сочи.

- Когда появился бизнес, который называется теперь системной интеграцией?

- Мне представляется, что системная интеграция в современном понимании (это проекты, которыми гордятся крупнейшие компании ИТ-индустрии, а главное – ​проекты, дающие заказчику за его немалые деньги настоящий технологический value added) появилась не ранее 2004 года. До этого времени большая часть ИТ-компаний в России 90 % своей прибыли зарабатывала на бокс-мувинге. Думаю, так и должно было происходить: рынок оформлялся, бизнес зарабатывал собственный капитал. Только на следующем этапе мы научились принимать на себя ответственность за создание и развитие прикладных систем заказчика: технологической инфраструктуры, специального ПО, комплексных инженерных и ИКТ-систем для обеспечения основных бизнес-процессов. Сегодня "Астерос" и другие ведущие системные интеграторы берут на себя организацию и поддержку ИТ инфраструктуры крупнейших мировых компаний – ​Сбербанка, "Газпрома", РЖД и прочих, работать с которыми считают за честь гранды мировой технологической индустрии.

- В какой момент ЗАО "Би-Эй-Си" стало группой "Астерос"? С чем это было связано?

- В начале пути у нас не было знаний, опыта, их заменяли энергия и амбиции. В частности, мы очень хотели работать со Сбербанком, поэтому назвали фирму Banking Automation Center ("Центр банковской автоматизации"). Дело в том, что мой отец работал в то время главным конструктором систем автоматизации Московского банка Сбербанка России. Это была самостоятельная структура, приносившая Сбербанку до 80 % доходов. Впрочем, тогда подрядчиком Сбербанка мы так и не стали, первый заказ от объединенного ОАО "Сбербанк России" фирма получила только в 2007 году, когда мой отец фактически уже был на пенсии. С тех пор аббревиатуру BAC как только не расшифровывали, вплоть до Byakov & Co. А когда в 2008‑2009 годах оборот компании превысил $100 млн, был объявлен внутренний конкурс на новое название. Победило "Автоматизированные системы и технологии России" – ​"Астерос" – ​имя, без изменения переводимое на латиницу и к тому же по-гречески означающее "звезда".

- Как развивался бизнес компании до 2008 года? Какие этапы в тот период стали главными?

- Переломным был 2004 год. С него начался период, когда бизнес стал расти на десятки процентов ежегодно. В том году я выкупил у партнеров акции, оказавшись крупнейшим совладельцем компании. К тому времени ее годовой оборот достиг $10‑15 млн. Став одними из тех, кто умел хорошо поставлять ИТ-"коробки", мы дошли до некоторой черты. Нужно было принимать ключевые решения о развитии. Первым шагом стала коллективная учеба. У нас фактически не было настоящих бизнес-знаний, и я отправил весь топ-менеджмент учиться. В Высшей школе экономики для нашей группы создали специальную программу Executive МВА, и мы два года провели плечом к плечу, по вечерам и в выходные получая новые знания. Далее последовал период фантастического взрывного роста. К 2008 году оборот компании увеличился до $140 млн.

- Что было главной причиной быстрого роста бизнеса? Как долго он продолжался?

- Теперь я думаю, что главной причиной явились не столько знания или перестроенные бизнес-процессы, сколько невероятная сплоченность команды, наше горячее желание вместе двигаться к общей цели. Такой воодушевленный коллективный рывок, наверное, можно совершить только раз в жизни. И в 2008 году, перед очередным экономическим кризисом, стало ясно: чтобы далее многократно увеличивать объемы бизнеса, энтузиазм нужно дополнить новым качеством управления. Было очевидно, что фирму, генерирующую более $100 млн выручки, должен возглавить человек иного опыта и уровня. Тогда в компанию пришел новый руководитель – ​Михаил Эренбург, работавший до этого в "Русском алюминии" заместителем Олега Дерипаски. Михаил влил живую кровь в компанию, завершавшую "семейный" период, начал построение корпоративной системы нового уровня.

- Как росла компания с этого момента?

- К 2011 году "Астерос" достиг вчетверо большего оборота – ​около $570 млн. Мы разделили бизнес на четыре направления, как мне кажется, правильно скомпоновав основные потребности рынка и наши компетенции. Первым направлением стали классические ИТ: построение ИТ-инфраструктуры, вычислительных комплексов; вторым – ​управляемые инженерные системы зданий и территорий; третьим – ​ИТ-консалтинг, разработка собственных систем, ПО, внедрение продуктов мировых вендоров: Oracle, SAP, IBM и других; четвертым – ​поддержка и обслуживание систем managed services, построенных нами или заказчиками. Через некоторое время мы создали также компанию "Кабест" – ​для работы по направлению безопасности с ведомственными структурами. Теперь она перепрофилирована на оказание услуг в области информационной безопасности, в том числе коммерческому сектору.

- В чем залог успеха "Астерос"?

- Главный залог нашего успеха в том, что при общении с клиентом мы никогда не начинаем разговор с ИТ, проводов и серверов. Например, крупных аэропортовых ИКТ-систем "Астерос" построил немало, в том числе участвовал в проекте создания воздушных ворот олимпийского Сочи. В аэропортах мы говорим сначала о полетном графике, регистрации пассажиров и транспортировке багажа, на стадионах – ​о гейтах, ложах и освещении, в театре – ​"начинаем с вешалки". Клиентов интересует их бизнес, развитие его процессов. Они ждут от нас не выдающихся ИТ-решений, а повышения энергоэффективности, защиты транзакций, ускорения общения с клиентами и прочего. Современная системная интеграция поставляет "под ключ" не комплексные инженерные системы, а продвижение бизнеса заказчика. Только говоря на его языке, выполняя его задачи, мы получаем новые заказы. Главное – ​доверие клиента.

- Что продвигает бизнес системного интегратора: технологии, люди, проекты?

- Мой 17‑летний опыт в бизнесе позволяет говорить однозначно: люди. Как только тебе посчастливилось найти профессионального, лояльного, увлеченного, энергичного человека, направление начинает быстро расти. А кадровая ошибка губит самое лучшее начинание.

- Каковы перспективы отечественного ИКТ-рынка и бизнеса "Астерос" в частности?

- Российский ИКТ-рынок живет в условиях замедления темпов экономического роста, что осложняется глобальной экономической войной с США за энергетические рынки. Бизнесу многих крупнейших системных интеграторов и дистрибьюторов этот период сулит тяжелые испытания. Рыночный ландшафт в ближайшие пару лет сильно изменится. Однако в результате на нем увеличится доля по-настоящему современных и гибких российских компаний. Я глубоко убежден, что никакие внешние условия не смогут помешать человеку и компании, стремящимся к профессиональному и коммерческому успеху, достичь своих целей. Что касается "Астерос", то именно кризисные периоды прошлых лет позволяли нам делать колоссальные рывки вперед, и сейчас мы на новом витке спирали развития.