Наталья Ищенко
20.04.2015

Крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники – сеть "М.видео" отчиталась за I квартал 2015 г. Результат оказался "лучше, чем все ожидали", говорит представитель ритейлера. Выручка компании сократилась к аналогичному периоду прошлого года на 6% до 44,09 млрд руб. А с учетом корректировки за счет продаж товаров, предоплаченных еще в 2014 г., а в 2015 г. только доставленных покупателям (+2,94 млрд руб. с НДС), квартальная выручка не изменилась и составила 47 млрд руб.

В целом по рынку квартальные продажи снизились год к году примерно на 20%, оценивает представитель "М.видео". На этом фоне падение продаж на 6% – это "хороший результат: наша доля рынка активно растет", доволен представитель компании. В 2014 г. она составляла, по оценке "М.видео", 14,5%, с тех пор выросла еще на несколько процентных пунктов.

Бизнес ритейлера в интернете также растет быстрее рынка, продолжает представитель "М.видео": в I квартале он прибавил 31%.

С начала года "М.видео" сокращает сеть: открыла три, а закрыла пять магазинов в разных регионах. На конец марта сеть "М.видео" объединяла 366 гипермаркетов в 157 городах суммарной торговой площадью 628 500 кв. м – на 2000 кв. м меньше, чем годом ранее. "М.видео" фокусируется на тех точках, откуда покупателям удобнее всего самостоятельно вывозить товар, заказанный онлайн, пояснил ее президент и совладелец Александр Тынкован.

Аналитики GfK прогнозируют, что в 2015 и 2016 гг. продажи бытовой техники и электроники в России будут сокращаться: на конец этого года они оценивают рынок в 1,159 трлн руб., а на конец 2016 г. – в 1,136 трлн руб. На уровень прошлого года – 1,302 трлн руб. – рынок вернется только в 2019 г., ожидают они. Будет расти доля интернет-продаж: если в этом году на онлайн-магазины придется 17,6% всех покупок электроники и бытовой техники, то через год – уже 21,8%, полагают аналитики GfK.

В сопоставимых магазинах "М.видео" (открытых не позже 1 января 2014 г., закрывавшихся не более чем на 13 дней и изменивших общую площадь не более чем на 20%) квартальные продажи сократились на 12%: средний чек вырос лишь на 9% при 19%-ном падении количества покупок. Между тем Росстат зафиксировал по итогам января – марта 26,1%-ный рост цен на электротовары и другие бытовые приборы в России (к I кварталу 2014 г.). Люди тратят на тот или иной товар примерно ту же сумму, что и до кризиса, за счет того, что выбирают "более простые, базовые комплектации, без излишеств": вот и получилось, что средний чек вырос меньше, чем цены, объясняет представитель "М.видео".

Да и цены удалось удержать – они повысились значительно меньше, чем курсы валют, продолжает он. Новые поступления ритейлер разбавлял товаром, закупленным ранее, а принимая новые партии, "отказывался принимать рост цен, пропорциональный росту курса валют", рассказывает представитель компании. Таким образом, "нам удалось удержать рост цен, в том числе на всем рынке", резюмирует он.

Ранее за первые три месяца 2015 г. отчитался крупнейший онлайн-ритейлер в России "Юлмарт". Его продажи (одноименный интернет-магазин плюс сеть No Limit Electronics) выросли год к году на 22,8% до 13,6 млрд руб., но лидерами роста стали вовсе не бытовая техника и электроника (продажи этой техники, наоборот, сократились, по оценке "Юлмарт", примерно на 25%), а товары для дома и ремонта, автомобильные аксессуары и детские товары.

Основной конкурент "М.видео" – "Эльдорадо" еще не отчитывалось за I квартал, но ранее сообщало, что падение рынка скромнее ожидавшегося.