© ComNews
14.05.2015

МЧС выступило с инициативой переподчинить ему ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (РСВО). Если это произойдет, Россия получит шанс создать эффективную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях, а МЧС обретет ведомственного оператора, который способен модернизировать устаревшую министерскую телекоммуникационную инфраструктуру.

Ныне РСВО находится в ведении Федерального агентства связи (Россвязь). Об инициативе МЧС рассказал руководитель Россвязи Олег Духовницкий 13 мая на расширенном совещании этого ведомства по итогам 2014 года. Еще в апреле министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков направил главе Минкомсвязи Николаю Никифорову письмо с предложением перевести РСВО в ведение МЧС, а связное министерство переслало его в Россвязь с просьбой высказать мнение.

С трибуны расширенного совещания Россвязи Олег Духовницкий заявил, что основной услугой РСВО является проводное радиовещание в Москве, Петербурге и Севастополе, и переход этой компании в ведение МЧС может ухудшить качество вещательной услуги, что, в свою очередь, приведет к потоку жалоб в Россвязь. Поэтому Россвязь считает переподчинение РСВО министерству по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий нецелесообразным.

С колокольни Россвязи мнение Олега Духовницкого выглядит абсолютно логичным: его ведомство было создано для управления госимуществом и оказания госуслуг в сфере связи. Поэтому из двух частей названия РСВО он видит только первое - "вещания". Формально радиовещание приносит три четверти дохода РСВО, и, если не вникать в суть вещей, можно утверждать, что эта услуга является для предприятия основной. Так оно и было, пока существовали две компании - предшественницы РСВО: "Московская городская радиотрансляционная сеть" (МГРС) и "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (РС СП). Однако в июле 2013 года они были объединены в новую структуру, одной из важнейших задач которой стало развитие системы оповещения при ЧС, что и нашло отражение в названии.

Только слепой и глухой может считать проводное радиовещание перспективной услугой. На деле она на глазах отмирает, и львиная доля из 3,4 млн абонентов РСВО, ежемесячно платящих за домашнее радио по 60-70 рублей, являются "мертвыми душами", которые давно ликвидировали радиоточку в квартире, но поленились съездить в РСВО и написать отказное заявление. Реальная клиентская база по услуге проводного вещания состоит из людей старшего поколения.

А вот услуга оповещения является важной и растущей. То, что пока она приносит РСВО мало доходов, говорит только о плачевном состоянии системы оповещения в городах федерального значения, да и в целом по стране. Именно из-за отсутствия в России действенной системы оповещения было столько человеческих жертв при наводнении в Краснодарском крае в июле 2012 года (пострадавших - более 34 тыс. человек, погиб 171 человек) или из-за пожаров в Хакасии в апреле 2015 года (пострадало более 7,5 тыс. человек, 34 человека погибли). Если бы местные власти оповестили население о надвигающейся опасности, множество людей в Крымске могли бы подняться на близлежащие горы и спастись от наводнения, а жители Хакасии покинуть полыхающую и затянутую дымом сибирскую республику.

Россвязь никогда не будет радеть за развитие системы оповещения, потому что при шитье костюма под названием РСВО отвечает только за пуговицы (радиовещание). За оповещение (во всяком случае, на межрегиональном уровне) в России отвечает МЧС. В радиовещательных сетях МЧС видит именно инфраструктуру для оповещения. Это, в частности, следует из правительственной телеграммы, которую глава МЧС Владимир Пучков разослал 2 апреля 2014 года в органы исполнительной власти субъектов РФ. В ней четко зафиксировано, что проводное и иное радиовещание направлено "на обеспечение мероприятий гражданской обороны и защиты населения, а также экстренного оповещения органов управления и населения".

К слову, именно МЧС (а не Минкомсвязи или Россвязь) помогло РСВО отстоять воздушные кабели в Москве, на которые уже замахнулся "мужик с топором", подосланный властями столицы. После работы МЧС с московскими чиновниками мэр города Сергей Собянин в ответе на запрос Федеральной антимонопольной службы о демонтаже воздушных кабельных линий подчеркнул, что сети проводного вещания в Москве, которые находятся под управлением РСВО, не будут переноситься под землю, так как являются основным средством оповещения при чрезвычайных ситуациях.

Если РСВО окажется в ведении МЧС, это министерство сможет, наконец, вложить реальное содержание в указ президента РФ "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", изданный еще в ноябре 2012 года. Опыт РСВО в трех городах федерального значения при содействии МЧС можно будет распространить на все регионы России, где ситуация с системами оповещения аховая. В большинстве регионов сети проводного радиовещания находятся во владении "Ростелекома", который называет их убыточными, поэтому активно демонтирует эту уникальную инфраструктуру.

Взяв РСВО под крыло, МЧС сможет и создать ведомственного оператора, так как телекоммуникационная инфраструктура "чрезвычайного" министерства отстала от задач нового времени. Достаточно изучить сайт госзакупок, чтобы убедиться в том, что МЧС многие годы не очень заботилось о сетях ведомственной связи. РСВО доказало связистские навыки: летом 2014 года специалисты севастопольского филиала РСВО оказали прямую помощь в создании местного оператора - ГУП "Севастополь Телеком", а также поспособствовали бесшовному переходу города с украинской телефонной нумерации на российскую (даже сохранив каждому севастопольскому абоненту все шесть знаков прежнего украинского номера).

Нынешний куратор РСВО похож на собаку на сене: четкого плана развития и инвестиций в РСВО у него нет. Но госсобственность нужно либо приватизировать, либо эффективно использовать для решения государственных задач. Приватизировать РСВО - значит погубить сеть проводного оповещения, разово пополнив бюджет на $30-50 млн. А вот переход в ведение МЧС позволит РСВО и спасать человеческие жизни, и оптимизировать инфокоммуникационные расходы министерства по ЧС.

Дело за малым - передать РСВО в ведение МЧС. Хотя Россвязь, два года назад потерявшая ФГУП "Почта России" (оно перешло в подчинение Минкомсвязи), явно не захочет утратить еще один крупный актив, чтобы еще больше не потерять значимость. Но создание в России действенной системы оповещения является приоритетной задачей, и высшие руководители государства должны подняться над ведомственными интересами, а не совершать "ошибку, которая хуже, чем преступление", сохраняя статус-кво. Спасенные жизни первостепенны.