© ComNews
29.06.2015

На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала операторов "большой тройки" нарушившими требования Федерального закона "О рекламе". В рекламных роликах компании ненадлежащим образом привели информацию об условиях подключения к услугам сотовой связи. Примечательно, что проверки рекламных роликов ФАС начала после обращения "Tele2 Россия" с соответствующими жалобами.

ФАС выявила нарушения федерального закона "О рекламе" в телевизионных рекламных роликах таких тарифов, как "МТС Планшет Mini" (ПАО "Мобильные ТелеСистемы"), "Переходи на ноль" (ПАО "МегаФон"), а также в рекламе 4G ПАО "ВымпелКом". По мнению регулятора, такая реклама нарушает требования ч.7 ст.5 закона "О рекламе". Согласно этой части закона, "не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы". Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, за такое нарушение предусмотрен штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Инициатором разбирательств выступил четвертый крупный российский оператор, планирующий вскоре стать федеральным -  "Tele2 Россия" (ООО "Т2 Мобайл").

Со стороны "Tele2 Россия" это обращение в ФАС (в мае нынешнего года) было ответным ходом. В апреле 2015 года в пользу "Tele2 Россия" были вынесены решения ряда региональных управлений ФАС (в частности, УФАС Нижнего Новгорода и УФАС Петербурга) по жалобам со стороны операторов "большой тройки" на рекламу тарифных планов Tele2. Претензии к Tele2 у других операторов были к рекламным сообщениям "Звездочки - трюк афериста, а с этим тарифом все чисто", "Тариф не кусается, когда услуги тайком не подключаются", "Мелкий шрифт в рекламе деньги съедает. А у нас обманов таких не бывает". Однако в обоих случаях антимонопольные органы приняли решение не возбуждать дело об административном правонарушении.

Жалобы операторов мобильной связи друг на друга в надзорные органы по поводу "честности" или "нечестности", "корректности" или "некорректности" рекламы услуг - явление нередкое. И сейчас мы в очередной раз видим виток конкурентной борьбы за умы и сердца клиентов, в ходе которой операторы не упускают возможности заострить внимание на недостатках оппонентов и своих достоинствах. И делают они это все активнее, поскольку к тому подталкивает сложившаяся на рынке ситуация.

Согласно данным AC&M Consulting, все российские операторы ("большая четверка") завершили I квартал 2015 года с негативным результатом по приросту абонентской базы. Из отчета аналитиков следует, что при сравнении I квартала 2015 года с аналогичным периодом 2014 года (рассматривается только рынок РФ) абонентская база МТС снизилась на 66,3 тыс. абонентов, у "МегаФона" снижение составило 229,9 тыс. абонентов, "ВымпелКом" показал снижение на 1,5 млн абонентов и, наконец, Tele2 недосчиталось 200 тыс. абонентов.

О том, куда же "утекли" все эти абоненты, есть разные мнения, среди которых и такое: в кризис пользователи стали более внимательно относиться к расходам на связь и отказываются от нескольких SIM-карт разных операторов, оставляя, например, две "симки" вместо трех, или одну вместо двух.

Операторы мобильной связи уже давно наращивают абонентскую базу во многом за счет переманивания клиентов друг у друга, а теперь этот инструмент конкурентной борьбы станет еще более важен. Поэтому и проявление со стороны операторов "заботы" о том, чтобы абонента не вводили в заблуждение конкуренты, вспыхнуло с новой силой. Похоже, что в дальнейшем "заботиться" таким образом о пользователях игроки сотового рынка будут все более яростно.