© ComNews
07.09.2015

Оплачивать проезд в общественном транспорте столицы теперь можно с помощью смартфона. Представители транспортного департамента Москвы, метрополитена и операторов "большой тройки" сообщили о запуске нового сервиса "мобильный билет". Воспользоваться услугой смогут не все - сервис работает на технологии бесконтактных платежей, а распространение устройств с таким модулем не превышает 15%. Но участники проекта уверены, что за такими платежами будущее.

Новый сервис транспортные предприятия и телеком-компании разрабатывали совместно. "Мобильный билет" делает оплату проезда простой и удобной - достаточно просто поднести к валидатору смартфон. Стоимость пока равняется базовому тарифу карты "Тройка" - 30 руб. одна поездка в метро, но в дальнейшем появятся и другие тарифы. Таким образом можно оплатить билет не только в метрополитене, но и в наземном транспорте, монорельсе, аэроэкспрессе, пригородных пассажирских поездах и в зоопарке.

Заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева надеется, что сервис будет пользоваться популярностью и приведет к снижению очередей у касс. Первый заместитель начальника Московского метрополитена Юрий Дегтярев отметил, что проект содержит две принципиальные новации. "Впервые носителем билета становится мобильный телефон, а пополнение билета происходит со счета мобильного оператора", - сказал он.

Для того чтобы воспользоваться новой услугой, пассажиру нужно иметь смартфон с модулем NFC (Near Field Communication - технология обмена данными малого радиуса действия) и получить у своего мобильного оператора SIM-карту с поддержкой этой технологии и записанным на ней транспортным приложением "Тройка". Баланс в приложении можно пополнять целенаправленно, или деньги могут перечисляться с мобильного счета абонента в автоматическом режиме.

Главное ограничение для распространения услуги - невысокая доля смартфонов с поддержкой NFC на рынке. Как правило, такой модуль устанавливается на флагманские модели. Кроме того, корпорация Apple в своих iPhone заблокировала использование NFC в России.

Но операторы полны оптимизма. "Пока технология не очень распространена в России, но такая же ситуация когда-то была со смартфонами, поддерживающими Wi-Fi или LTE", - отметила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. По данным пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в сети этого оператора, из общего количества смартфонов и телефонов, зарегистрировано около 15% NFC-совместимых устройств. "По нашим прогнозам, в 2017 г. каждый третий телефон в РФ будет поддерживать NFC, а объем бесконтактных транзакций составит 50 млрд руб. в год. При этом в 2016 г. все торговые терминалы в РФ будут готовы принимать бесконтактные платежи", - сообщил пресс-секретарь компании Дмитрий Солодовников. По данным J'son & Partners Сonsulting, доля смартфонов с поддержкой NFC в первом полугодии 2015 г. составила около 17% от общих продаж смартфонов по сравнению с 14% в первом полугодии 2014 г.

Представители телеком-отрасли выразили надежду, что новый сервис будет способствовать популяризации этой технологии. Участвовать в проекте операторам связи выгодно по нескольким причинам. Во-первых, они получают комиссию от платежей. К тому же развитие финансовых сервисов в итоге положительно сказывается на лояльности абонентов и на ARPU - люди держат больше средств на счете мобильного телефона и, соответственно, больше тратят. "По сравнению с обычными абонентами у пользователей финансовых сервисов показатели ARPU почти вдвое выше, data-ARPU - более чем на 17%, потребления data-трафика - на треть. Пользователи финансовых услуг демонстрируют высокую лояльность: их отток по итогам 2014 г. составил 8% по сравнению с 11% по совокупной абонентской базе", - сообщили ComNews в пресс-службе МТС.

Кроме того, использование NFC формирует культуру восприятия телефона как мобильного кошелька. "Если есть деньги на телефоне - значит, они у тебя в кармане, в кошельке. Главное, создать привычку платить с телефона, приучить клиентов к тому, что счет мобильного телефона - это полноценный платежный инструмент", - заявил директор по финансовым услугам "МегаЛабс" (дочерняя компания ПАО "МегаФон") Айк Карапетян.

Как отметил руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин, несмотря на удобство и простоту применения технологии NFC, массового распространения в России она пока не получила. Основные сдерживающие факторы - неразвитость инфраструктуры бесконтактных NFC-платежей, отсутствие поддержки в России сервиса Apple Pay, недостаточная осведомленность пользователей и некоторые законодательные ограничения. Тем не менее, согласно оптимистическому прогнозу J’son & Partners, число потенциальных пользователей NFC в России может достичь 7,5 млн уже в 2016 г. "В качестве альтернативы NFC может выступить технология HotKnot от производителя чипсетов MediaTek, которая, в отличие от NFC, не требует применения антенны или специального чипа и может быть встроена в процессоры MediaTek, обеспечивая относительно низкую стоимость реализации данной технологии", - отметил Виталий Солонин.

В мае вступили в силу разработанные Минкомсвязи правила применения технологии NFC в России. Приказ министерства формализует различные параметры ее применения (модуляция, кодирование, скорость передачи, радиочастотную структуру интерфейса), а также вводит обязательное декларирование NFC-модулей.