© ComNews
29.10.2015

С сегодняшнего дня в России доступны все новые революционные продукты корпорации Oracle, анонсированные на этой неделе на форуме Oracle OpenWorld в Сан-Франциско.

Среди этих новых продуктов - 32-ядерный микропроцессор SPARC M7, в котором функция безопасности реализована прямо на кристалле, пакет облачных сервисов для баз данных и целый набор облачных платформ (PaaS), включая PaaS для Big Data.

Отвечая на вопрос репортера ComNews о позициях России в рейтинге страновых приоритетов Oracle, генеральный директор корпорации Марк Херд сказал: "Наш фокус в России не меняется: мы сохраняем там всю структуру бизнеса. Россия является очень инновационной страной, особенно Санкт-Петербург (в этом городе с 2004 г. действует Центр разработки Oracle - Прим. ComNews). Oracle - не геополитическая, а технологическая компания. Мы нацелены на инновации и хотим продолжать бизнес в России, потому что осознаем важность этого рынка".

Председатель совета директоров и технологический директор Oracle Corporation Ларри Эллисон, который до сентября 2014 г. был ее гендиректором, заявил, что облака являются главным приоритетом для корпорации, при этом наряду с облачными приложениями она претендует на лидерство в платформах и инфраструктуре. Он подчеркнул, что Oracle перевела в облако все приложения, причем на эту работу ушло 12 лет. Ларри Эллисон уверен, что в ближайшие годы основная часть компьютерных вычислений уйдет в облако, хотя их незначительный объем сохранится на клиентских площадках. Для того чтобы унифицировать работу с данными в облаке и на корпоративных ресурсах, Oracle с сегодняшнего дня вывела на рынок виртуальную машину для PaaS и IaaS ("инфраструктура как услуга"), полностью совместимую с облачным сервисом Oracle, - это позволит заказчикам бесшовно, с одинаковым интерфейсом и по единым правилам, работать в частном и корпоративном облаке.

Выступая на Oracle OpenWorld, Марк Херд огласил прогнозы Oracle по развитию облачных сервисов на ближайшее десятилетие. Согласно его предсказанию, к 2025 г. 80% всех приложений будут работать в облаке (ныне их всего 25%), 80% облачного рынка поделят два полнофункциональных глобальных провайдера (одним из которых станет Oracle), 100% разработок и тестирования программного обеспечения будет в облаке (а на эти два процесса приходится 30% всего ИТ-рынка), в облаке будут храниться фактически все корпоративные данные, а корпоративные облака станут самой безопасной ИТ-средой. Тем не менее Oracle продолжает инвестиции в разработку традиционных продуктов, развертываемых по модели on-premise (на площадке клиента), поскольку уверена, что многие компании будут использовать обе вычислительные среды в течение еще многих лет.

Как сообщил репортеру ComNews вице-президент Oracle в странах СНГ Валерий Лановенко, облачные продукты имеют наибольший приоритет для продвижения на российском рынке. При этом он отметил, что российские клиенты принимают облачные услуги медленнее, чем западные. Отчасти причина этого - в регуляторных ограничениях, требующих хранения персональных данных россиян внутри страны. "Поэтом мы продвигаем облака прежде всего как средство для разработки и тестирования программного обеспечения, в которых персональных данных нет в принципе, - рассказал Валерий Лановенко. - Мы также активно предлагаем облачные решения для иных применений, не связанных с персональными данными, - например, для планирования и бюджетирования, содержащих консолидированную финансовую информацию и любые иные цифры". В качестве шага на пути к использованию публичного облака Oracle предлагает создание корпоративных (частных) облаков, спрос на которые растет экспоненциально.

Пока в стоимостном выражении львиная доля продаж Oracle в России приходится на традиционные продукты корпорации. Среди наиболее востребованных - СУБД (особенно с выходом новой версии 12с с опциями мультиарендности и in-memory), оптимизированные программно-аппаратные комплексы и продукты для управления безопасностью (аутентификации и разделения доступа). "Из аппаратных продуктов Oracle очень высоким спросом пользуются серверы с микропроцессором SPARC M6 - и многие клиенты уже сделали предзаказ на серверы с процессором М7, - продолжает вице-президент Oracle в странах СНГ, - а среди бизнес-приложений наибольшую потребность мы видим в HCM (human capital management), так как автоматизацию управления персоналом и тем более развитие талантов компании часто откладывали на потом".

По словам Валерия Лановенко, для продвижения облачных продуктов на российский рынок Oracle привлекает как существующих партнеров, так и новые компании, ориентированные исключительно на cloud. "50% навыков, необходимых для продажи облачных решений, - иные, нежели в распространении и развертывании аппаратных и программных продуктов непосредственно на предприятии", - подчеркнул Валерий Лановенко.

Директор по работе с партнерами Oracle в России и СНГ Юрий Толстых уточнил, что сертификацию по облачным решениям уже прошло более 30 российских компаний, среди которых - "ФОРС", "Астерос", "Инфосистемы Джет", "Софтлайн", "Борлас", IBS, "Корус-консалтинг", "Техносерв", и процесс получения сертификатов продолжается. Корпорация предлагает несколько уровней сертификации по облачным решениям: Oracle Cloud Distribution Rights (программа начального уровня) и специализированный партнер по разным продуктовым направлениям, например Oracle Cloud Builder (обладатель этого статуса может строить частное облако, основываясь на технологиях корпорации), Oracle Optimized Solution for Enterprise Cloud Infrastructure (для партнеров, которые готовы строить инфраструктуру частного облака, основываясь на Oracle Systems), а также многочисленные специализации по SaaS-сервисам (HCM, CRM, SCM, Financials, Projects и др.)

Цены на облачные услуги Oracle рассчитывает по открытому долларовому прайс-листу, одинаковому для всех стран. При этом Валерий Лановенко утверждает, что клиент от такого подхода только выигрывает. "Заказчик получает прозрачное ценообразование и не переплачивает. Зарубежные вендоры, заявляющие о фиксации в России цен в рублях, на самом деле закладывают в них риски курсовых скачков, а также регулярно меняют прайс-лист. И сделать это можно незаметно, так как прайс-лист не доступен публично", - пояснил он. При этом Oracle делает ставку на низкую цену облачных сервисов. Вчера на форуме OpenWorld Ларри Эллисон объявил новую ценовую политику в сегменте IaaS: Oracle вывела на рынок услугу выделенного компьютерного ресурса (dedicated compute) в облаке за 50% цены, по которой Amazon предлагает разделяемые облачные вычислительные ресурсы.

Между тем директор по маркетингу и развитию бизнеса компании "Ай-ФОРС" (входит в ГК "ФОРС") Александр Антипов сетует на то, что пока в России облачные услуги Oracle не очень востребованы. "Причин тому много. Малый и средний бизнес, который в наибольшей степени может быть заинтересован в облачных услугах, главным их потребителем не является, поскольку традиционно в нашей стране технологии Oracle рассчитаны на крупный бизнес. А он имеет собственную развитую ИТ-инфраструктуру, развивает ее и вряд ли пойдет на риски, связанные с размещением критичных для бизнеса данных на сторонних ресурсах - в особенности за пределами границ РФ", - поясняет Александр Антипов.

По его словам, политика импортозамещения также не способствует формированию активного спроса ни на программные продукты Oracle вообще, ни на облачные платформы и услуги, в частности. "Ситуация сложилась непростая. С одной стороны, никто из серьезных заказчиков - будь то госсектор или частный бизнес - от платформы Oracle не отказывается и переводить на СПО критически важные приложения не спешит. Системы развиваются так же, как и раньше. Частные корпоративные и гибридные облака - уже довольно распространенная вещь, поэтому, эволюционируя, они со временем вполне могут мигрировать и в публичное облако. Но для этого необходим ряд условий. Во-первых, безопасность, во-вторых, регулируемые законодательством нормы в отношении ответственности поставщика облачных услуг, и в-третьих, доступность самих серверов. То есть если корпорация Oracle приложит определенные усилия для размещения своих серверов в России, то это может сильно изменить ситуацию. А пока этого не случилось, облачные услуги Oracle остаются прекрасной, но не реализованной возможностью для большинства наших заказчиков", - резюмирует Александр Антипов.