© ComNews
02.11.2015

На прошлой неделе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") объявило о партнерстве с WhatsApp. Теперь оператор не тарифицирует интернет-трафик абонентов пакетных тарифных планов при использовании этого онлайн-мессенджера. Партнерство носит временный характер, но возможно, это первый шаг на пути урегулирования конфликта между операторами и ОТТ-сервисами, который длится уже не один год. Отчасти вынужденное партнерство вчерашних соперников создает возможности дополнительных заработков для обеих сторон, причем для каждой - свои.

Партнерство "ВымпелКома" и WhatsApp будет длиться более двух месяцев (до 15 января 2016 г.). Будут ли продлены сроки специального предложения, "ВымпелКом" не раскрывает. Генеральный директор "ВымпелКома" Михаил Слободин уже назвал партнерство с WhatsApp историческим событием. А генеральный директор и сооснователь WhatsApp Ян Кум подчеркнул, что благодаря такому партнерству "ВымпелКом" можно назвать новатором в области мобильной связи в России. 

Как это бывает во многих отраслях, пример "новаторов" может оказаться заразительным. Так, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) уже работает над пилотными проектами по включению трафика Viber и WhatsApp в тарифы в регионах - в Калуге и Калининграде. Кроме того, компания также трудится над внедрением на сетях технологии RCS (Rich Communication Suite), которая позволяет звонить и обмениваться текстовыми сообщениями в Интернете. Еще один оператор "большой тройки" - ПАО "МегаФон" - по поводу возможного сотрудничества с мессенджерами секретничает ("МегаФон" уже несколько лет предоставляет ОТТ-сервис "МультиФон"). Но вряд ли это веский довод для "МегаФона", чтобы не задуматься о сотрудничестве с крупнейшими мировыми мессенджерами.

Тем более в июле нынешнего года глава "МегаФона" Иван Таврин заявил, что операторы готовы к партнерству с OTT-сервисами. Однако, как сказал он, мессенджеры смотрят на операторов "лишь как на средство доставки" и совершенно бесплатно используют их сети. Из-за этого операторам приходится увеличивать пропускную способность сетей и нести значительные расходы на их техобслуживание.

Позицию главы "МегаФона" тогда поддержали и другие представители "большой тройки". Так, пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников заявил, что видит два выхода: разделение доходов с ОТТ-операторами или создание специальных тарифов, которые бы учитывали профиль потребления пользователя, включая, например, и трафик ОТТ-игроков.

Конфликт между ОТТ-сервисами и операторами длится уже не первый год, и последние продолжают нести потери. По оценкам J’son & Partners Consulting, за 2014 год потери российских операторов от деятельности OTT-сервисов составили не менее 15 млрд рублей.

Тем и показателен шаг "ВымпелКома" в сторону партнерства с WhatsApp, пускай даже на временной основе. И если опыт такого сотрудничества будет удачным, то не исключено, что "ВымпелКом" продлит партнерство с WhatsApp либо начнет сотрудничать с Viber, Skype или Telegram. Конкуренты "ВымпелКома", увидев, что сотрудничество с мессенджерами приносит плоды, тоже не захотят оставаться в стороне и поспешат заключить партнерские соглашения с ОТТ-сервисами.

В значительной степени договоренности WhatsApp с сотовыми операторами имеют маркетинговую подоплеку. Работа этого мессенджера в голосовом режиме (VoIP) потребляет трафик данных в объеме всего лишь 200-400 кбайт в минуту, фотографии обычно требуют нескольких сотен кбайт трафика, а текстовый обмен генерирует пренебрежимо малый поток данных. И с позиций сотового оператора разрешить абоненту с активным интернет-тарифом использовать WhatsApp, не платя за трафик - все равно что открыть бесплатный доступ к снегу зимой в Норильске.

WhatsApp получает возможность увеличить армию гарантированных пользователей, что расширяет его рекламные горизонты (прежде всего в части текстовых рассылок). Оператор, со своей стороны, обретает шанс впоследствии предложить гарантированный доступ к WhatsApp за небольшую приплату. К примеру, ливанский оператор Тouch (подконтрольный Zain Group из Кувейта) за $4 в месяц предлагает 200 Мбайт WhatsApp-трафика. Разумеется, редкий абонент сможет выбрать этот объем (особенно при наличии дата-тарифа), зато оператор наращивает таким образом ARPU. Правда, российские абоненты - более искушенные, и попытка допродать им в будущем WhatsApp-трафик может провалиться.