главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
11.04.2016

В рамках пакета антитеррористических законодательных инициатив в конце прошлой недели в Госдуму внесен законопроект, который налагает на операторов обязательства в течение трех лет полностью хранить записи разговоров, текстовые сообщения и изображения. Сотовые компании уже пугают чиновников огромными затратами на выполнение требований этого закона и намекают на угрозу повышения тарифов. Но похоже, что называемые ими многомиллиардные суммы являются блефом.

Законопроект №1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" был внесен в Госдуму в конце прошлой недели. В числе прочего предполагается внести изменения в пункт 1 статьи 64 закона "О связи".

В новой редакции этот пункт имеет два важных изменения по сравнению с существующей версией закона "О связи". Во-первых, поправки прямо указывают на то, что операторы связи обязаны хранить на территории РФ информацию в течение трех лет. Во-вторых, в законопроекте говорится о том, что три года операторам связи нужно будет хранить информацию не только о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, но и их содержание, а также предоставлять эту информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности страны. Что понимается под "содержанием", законопроект поясняет довольно ясно: "... изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи", иными словами, речь идет о том, что операторам нужно будет хранить аудиозаписи телефонных разговоров, текстовые сообщения полностью и изображения.

Представители операторов связи уже заговорили о том, что создание и поддержание инфраструктуры, способной обеспечить хранение такого объема информации, обойдется каждой компании в десятки миллиардов рублей.

Чтобы оценить, какие расходы предстоят операторам в случае, если указанный законопроект будет принят, возьмем для примера данные одного из участников "большой четверки" - ПАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"). Согласно отчету за 2015 год его материнской компании VimpelCom Ltd., средний российский абонент сети "Билайн" говорил по 311 минут в месяц. Среднегодовое количество абонентов "ВымпелКома" за прошлый год составило 58,5 млн человек, то есть все подписчики этой компании за 2015 год наговорили 218,3 млрд минут.

Если исходить из того, что 1 минута аудиозаписи среднего качества "весит" около 2 Мбайт, то данному оператору нужно будет хранить более 426 млн Гбайт аудиозаписей в год. Средняя стоимость хранения 1 Гбайта данных у владельцев коммерческих ЦОДов составляет около 3 рублей в месяц, соответственно, 36 рублей в год. Таким образом, хранение 426 млн Гбайт за год обойдется в 15,3 млрд рублей.

Эти примерные подсчеты не учитывают хранения изображений и текстовых сообщений, а также рост объемов текстовой, аудио- и видеоинформации, генерируемой абонентами. Но и 3 рубля за месячное хранение 1 Гбайта являются розничной ценой, которая наверняка будет меньше с учетом скидки за объем (либо при хранении данных в собственном ЦОДе сотовой компании). Нетрудно подсчитать, что 15,3 млрд рублей, отнесенные на 58,5 млн подписчиков, дают 262 рубля в год, или менее 22 рублей в месяц. Так что устрашающие намеки операторов на то, что "десятки миллиардов рублей" затрат на хранение информации по новому законопроекту тяжелым бременем лягут на плечи абонентов, являются блефом.

Эта история напоминает многолетнюю борьбу "большой тройки" с переносимостью мобильного номера (MNP). В 2011-2012 годах ее участники также прогнозировали многомиллиардные затраты на внедрение принципа MNP в России. Однако в итоге MNP, под давлением регулирующих органов, был запущен, и операторы потратили на его реализацию лишь по несколько сотен миллионов рублей. Так что очередные панические заявления из стана сотовых операторов, которые хотят избежать принятия закона о трехлетнем хранении информации, уже напоминают крики лукавого мальчика "Волки, волки!" из известной притчи.

Правда, существует риск того, что в случае принятия законопроекта операторы не смогут с легкостью найти свободные емкости в существующих ЦОДах (своих или сторонних). А значит, нужно будет умощнять инфраструктуру или создавать новые ЦОДы. Но весьма вероятно, что этот риск станет новым драйвером развития центров обработки данных в России.