Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
29.08.2015

Затраты на аренду мест на крышах и прочей технологической инфраструктуры для размещения базовых станций стали для сотовых компаний столь критическими, что все четыре главных российских конкурента объединили усилия в борьбе за их снижение.

Рынок технологической инфраструктуры в России сформировали сами мобильные операторы: до их появления владельцы бизнес-центров и промышленных зданий, ТСЖ и государственные структуры даже подумать не могли, что сдача в аренду квадратного метра крыши, чердака или фасада способна приносить постоянный и солидный доход.

На протяжении двух десятков лет основная конкуренция между отечественными операторами сотовой связи разворачивалась за зону охвата. Поэтому они не сильно считались с расходами на аренду очередной крыши, главное было успеть взобраться на нее раньше соперников. Постоянно растущая абонентская база и, как следствие, повышающаяся выручка создавали иллюзию вечного рога изобилия. Однако на рубеже 2014 и 2015 годов выручка у российских сотовых операторов начала падать даже в рублевом исчислении (ее рост на считаные проценты у лидеров кажется небывалым успехом), и сокращение затрат стало для них вопросом выживания. Ситуация для "большой четверки" осложняется еще и необходимостью развертывания малых сот в городах и сетей LTE, расстояния между базовыми станциями которых составляют всего несколько сотен метров, что требует аренды все новых и новых крыш.

Эта ситуация заставила былых конкурентов объединиться против общего "врага" – ​владельцев технологической инфраструктуры. В самом конце июля несколько десятков менеджеров "большой четверки" съехались в московский офис "ВымпелКома" на закрытое мероприятие под названием "Вместе в будущее – ​1‑й форум участников рынка аренды технологической инфраструктуры". Представители "ВымпелКома", МТС, "МегаФона" и Tele2 почти хором сетовали на непрозрачность, хаотичность и неоправданный рост цен на аренду площадок под оборудование связи. Как выяснилось в самом начале мероприятия, совокупные затраты операторов "большой четверки" на аренду мест под базовые станции, оборудование FTTB, фиксированных и магистральных сетей превышают 40 млрд рублей в год. В общей сложности эти компании арендуют более 140 тыс. сайтов для мобильных и фиксированных сетей, а также присутствуют в 300 тыс. зданий с оборудованием FTTB.

В среднем по России участники "большой четверки" ежемесячно тратят по 17‑18 тыс. рублей на аренду каждого сайта, при этом средняя стоимость по Москве превышает 30 тыс. рублей в месяц, в Приморском крае приближается к 40 тыс. рублей, а, например, в Чебоксарах составляет 5 тыс. рублей. Но и в одном городе разброс цен очень велик.

Все четыре крупнейших сотовых оператора России сошлись в том, что для снижения затрат на аренду сайтов и борьбы с наиболее алчными арендодателями им нужно объединить усилия. Это необходимо как для получения скидок при использовании одного сайта двумя и более игроками, так и для совместного ухода с площадок, собственники которых имеют необузданные аппетиты. В конце 2014 – ​начале 2015 года четверка начала работу по снижению расходов на аренду. Пока результата смог добиться только "ВымпелКом", начавший эту работу раньше коллег по цеху. Рекордсменом в сети "Билайн" стал Дальневосточный регион: в текущем году он смог сократить среднюю стоимость аренды одной площадки на 9 %, а по новым сайтам снижение арендной цены превысило 30 %.

Участники встречи сошлись во мнении, что неоправданно дорогие площадки нужно покидать, причем сообща и громко хлопнув дверью (с помощью широкого освещения в прессе). Единодушие было проявлено и в том, что игроки "большой четверки" должны обмениваться информацией о проблемных площадках и адресными планами строительства, а также разумно вести совместный поиск новых площадок и строительство.

Если участники "большой четверки" поддержат инициативы, выдвинутые на июльской встрече, на уровне первых лиц, шансы на успех у них высоки. Порожденный ими же ценовой пузырь сдуется, и на сэкономленные средства компании смогут арендовать площадки под новые базовые станции LTE и малые соты. Правда, в высоких затратах сотовых компаний на аренду "крыш" не всегда повинны владельцы недвижимости. Монтажом базовых станций занимаются сторонние подрядчики, которые, монтируя новое оборудование, зачастую не снимают старое, а оператор продолжает платить за аренду площади и под новой, и под старой аппаратурой. Поэтому сотовым компаниям предстоит провести аудит каждой крыши и каждого чердака, демонтировав неиспользуемое оборудование.

На пути к светлой цели снижения цены на аренду "крыш" перед "большой четверкой" лежит еще одно препятствие. Наряду с отдельными владельцами разрозненных бизнес-центров и иных зданий среди наиболее неудобных контрагентов по аренде площадок операторы называют государственные предприятия "Почта России" и РТРС, а также "Ростелеком" и госструктуры, владеющие инфраструктурой вдоль федеральных автотрасс. Эти организации громким уходом и сокращением арендных платежей не проймешь – ​тут нужны методы поизощренней.

Журнал "Стандарт" № 7-8 (150-151), июль-август 2015